Примерное время чтения: 4 минуты
149

На что ещё может претендовать Россия

К середине ХIХ в. неоткрытые земли раз и навсегда закончились. Пришлось делить уже открытые.

ТАК случилось со Шпицбергеном, на который претендовали одновременно Россия и Норвегия. В 1872 г. обе страны заключили соглашение о совместном использовании архипелага, которое, не случись в России революции, действовало бы по сей день. Но России не повезло. На конференцию по Шпицбергену в 1920-м РСФСР даже не пригласили, хотя и признали, что советское правительство имеет в регионе свои интересы. Шпицберген был признан демилитаризованной (позже - ещё и безъядерной) зоной под норвежской юрисдикцией. В 1935 г. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене и получил в концессию, а попросту в эксплуатацию, 3 шахты. На одной из них - "Баренцбурге" - до сих пор добывается по 300-350 тыс. тонн угля. Две другие законсервированы.

Шельф в Беринговом и Чукотском морях. И тут корни проблемы уходят в позапрошлый век: 1867 г. - дата продажи Аляски. Договор подразумевал продажу только сухопутной территории. Берингово и Чукотское моря до продажи были внутренними и целиком принадлежали России. Проблемы начались, когда были приняты законы о 200-мильных экономических зонах. США в одностороннем порядке обозначили границы, отмеряя их от всех точек побережья. На современных картах 200-мильная линия представляет собой дугу, выгнутую по направлению к территории нашей страны. Вот это положение и зафиксировано Соглашением о разграничении экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США в Чукотском и Беринговом морях. Оно подписано министром иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе и госсекретарём США Дж. Бейкером в 1990 г. В результате сегодня шельф Берингова и Чукотского морей де-факто делится между Россией и США в пропорции 30:70 соответственно. Американцы договор тут же ратифицировали, а мы, слава богу, спохватились. В 2003 году Счётная палата даже пыталась проверить экономические потери от этого договора. Только наша рыбная отрасль лишается ежегодно более 200 млн. долларов.

Часть Каспийского моря. Оно только называется морем, а на самом деле это - озеро. Вокруг разных толкований статуса этого водного объекта и спорят Россия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан и Иран. До распада СССР всё было ясно - по договорам 1921 и 1940 гг. Советский Союз и Иран делили море приблизительно пропорционально. Сейчас же Россия, Казахстан и Азербайджан считают, что делить нужно дно, а вода и воздушное пространство общие, а Иран и Туркмения настаивают на секторальном владении. По международным стандартам, до достижения странами нового соглашения "работает" старое, выгодное России. В реальности же прикаспийские страны в самовольном порядке перекраивают Каспий. На добываемой там нефти и строится их благосостояние. Не меньше чёрного золота ценятся и чёрная икра, и осетровые.

Антарктида. Уникальность её в том, что сейчас она фактически "ничья". Существует договор 1959 г., подписанный первоначально 12 странами, в том числе СССР, США, Японией, Великобританией, согласно которому ледяной континент объявлен зоной мира. Там расположены 45 станций, 5 из которых - российские. Однако разведанные залежи каменного угля, руд, золота, урана, а также перспективы добычи нефти делают этот регион в самом ближайшем будущем зоной ожесточённых споров. Сейчас Антарктида поделена на национальные сектора между рядом стран - участниц договора. И хотя там нет границ в общепринятом понимании этого слова, Чили, Аргентина, Великобритания и Новая Зеландия объявили часть антарктических островов своими территориями - они находятся в 200-мильной прибрежной зоне. "Власти этих стран постепенно осваивают ближайшие антарктические земли - там расположены их почта и банки, - сказал "АиФ" ведущий научный сотрудник Института географии РАН Николай Осокин. - У нас же пока нет острой потребности в ресурсах Антарктиды, но что будет через 50 лет, когда разведанные запасы нефти и газа закончатся?"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно