Примерное время чтения: 4 минуты
94

На чём не страшно летать

Август в России традиционно насыщен драмами и трагедиями - путч, дефолт, теракты, авиакатастрофы. Последние особенно беспокоят сотни тысяч россиян, готовых отправиться в отпуск. Можно ли избежать авиапроисшествия? Как говорится, от судьбы не уйдёшь, но если располагать полной информацией, наверное, можно выбрать более безопасный полёт.

Человек без фактора

- Как правило, каждое авиационное происшествие происходит из-за совокупности опасных сбоев каждого из трёх компонентов системы - человека, техники, среды, - говорит специалист в области авиабезопасности Иван ЯНЧАК. - Задача грамотного расследования - вытянуть на свет всю цепочку факторов, а не ограничиться констатацией одного только человеческого. По данным независимых расследований, в гражданской авиации причина аварий чаще всего (50-60% случаев) кроется в неблагоприятных факторах среды. На втором месте (30-40%) идут отказы техники. А вот неправильные или неоптимальные действия экипажа повинны всего в 10-15% аварий.

Например, при катастрофе аэробуса А-310 в июле прошлого года в Иркутске первопричина была в отказе техники: один двигатель работал на торможение (реверс), а другой толкал самолёт вперёд. Свою роль сыграла и среда: мокрая полоса и частные гаражи, вопреки нормативам построенные рядом с ВПП. И что в этой ситуации, которая развивалась на протяжении всего-то 52 секунд, мог сделать экипаж?

Сергей ОСИПОВ

Фальшивые крылья

Пару недель назад в Ярославской области сотрудники департамента по борьбе с оргпреступностью МВД РФ арестовали группу людей, которые похищали на рыбинском предприятии НПО "Сатурн" списанные детали для двигателей самолётов Ту-154 и Ил-76.

В кустарных условиях им придавали товарный вид, ставили идентификационный номер, изготавливали фальшивые сопроводительные документы. Подпольная мастерская проработала больше двух лет.

По оценкам экспертов, примерно 20% рынка запчастей приходится на контрафакт. Но кто когда-либо признал, что именно по этой причине произошла хоть одна авиакатастрофа? У рухнувшего 29 июля под Домодедовом Ан-12 отказали два двигателя. С одним неработающим двигателем совершил аварийную посадку Ту-214 с полутора сотнями пассажиров на борту. Отказала одна из систем у вылетевшего из Москвы в Хабаровск ещё одного Ту-214, пришлось аварийно возвращаться. Слава богу, обошлось без больших жертв. Но если бы случилось страшное, через несколько месяцев расследований мы, скорее всего, услышали бы стандартный ответ - человеческий фактор.

Обвинить экипаж, особенно если он погиб, проще простого. А кто решится связываться с авиакомпаниями? Задержанные слесари с "Сатурна" продавали контрафактные запчасти по 200 тыс. рублей против 500 тыс. по официальным расценкам. Не знать об этом руководство авиакомпании не могло, но предпочло сэкономить. Почему? Да потому что ещё ни разу ни одна авиакомпания у нас не ощутила на себе реальный экономический ущерб от катастрофы. Может, теперь, когда расценки на жизнь разбившегося пассажира поднялись почти до 100 тысяч долларов, будет выгоднее доставить его до нужной точки в целости и сохранности?

Татьяна ТОРОПОВА

Они не поняли друг друга?

МАК (Межгосударственный авиационный комитет) опубликовал результаты расследования катастрофы самолёта Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр" в самарском аэропорту 17 марта этого года. Тогда погибли 7 пассажиров, ещё 7 получили тяжёлые травмы.

Напомним, самолёт сел в плохую погоду, выкатился за взлётно-посадочную полосу и перевернулся. По мнению комиссии, метеорологи не передали авиадиспетчерам информацию о тумане на взлётно-посадочной полосе. Диспетчеры посадки в свою очередь не использовали в полной мере все технические возможности посадочного радиолокатора.

Между тем "АиФ в Западной Сибири" стали известны эксклюзивные подробности о ситуации, сложившейся в тот роковой день на борту Ту-134. Как сообщают наши источники, когда самолёт находился в километре от полосы, им фактически перестали управлять. Во время снижения на посадку воздушным судном управлял второй пилот. На высоте 60 метров командир сообщил об уходе на второй круг и дёрнул на себя штурвал. Второй пилот расценил это как намерение командира взять управление на себя и отпустил штурвал. В результате никем не управляемый Ту-134 продолжил снижение и столкнулся с землёй.

Не дожидаясь официальных результатов расследования, авиакомпания выплатила беспрецедентные для России компенсации. Семьям погибших выплачено по 75 тысяч долларов США, с выжившими пассажирами заключены соглашения о возмещении морального и материального вреда в общем объёме около 540 тысяч рублей.

Олег ТРЕГУБОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно