Примерное время чтения: 5 минут
89

Мертвец на "Мерседесе"

Высшие чиновники бронзовеют на глазах. Получив все мыслимые и немыслимые блага в этой жизни, они хотят обеспечить себе спецобслуживание и за пределами земного рая.

ГОВОРЯТ, что на подпись ну очень высокого лица вот-вот поступит проект VIP-ритуала для проводов в мир иной высших должностных лиц.

Зрелище обещает быть величественным и отражать реалии новой жизни. Не "кто был ничем, а станет всем" (как при коммунистах), а по-капиталистически: кто был всем - тот всем и останется.

На инициативу властей можно было бы и не обращать внимания. Тем более что наш соотечественник Л. Н. Толстой в своей знаменитой притче "Много ли человеку земли надо" нам всё уже рассказал. Сам Лев Николаевич, как известно, завещал похоронить себя без всякой помпы. И те, кто бывал в Ясной Поляне, видели и невысокий травянистый холмик без мраморных барельефов в полный рост, и поток людей, едущих со всех концов России поклониться его великой памяти.

А по какому ритуалу хоронили Владимира Высоцкого? Хоронили, несмотря на сопротивление властей, по всенародному. И хотя при жизни он не удостоился ни государственных, ни партийных отличий, память о нём блюдёт не ритуальная VIP-служба, а сам народ.

Общая судьба?

В ПРЕАМБУЛЕ к Конституции сказано, что граждане Российской Федерации соединены общей судьбой на своей земле. И далее в ст. 19 о том, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы... имущественного и должностного положения..."

"Аргументы и факты" поднимают эту тему не "ёрничества ради", а потому что вопрос о государственных похоронах выходит за рамки этических и богословских размышлений о равенстве перед смертью. За этим, казалось бы, частным моментом стоит более существенный - политический и социальный вопрос. А какое государство мы строим? Для населения или для новой номенклатуры? И кто кому служит: власть народу или народ власти?

При том огромном имущественном расслоении, которое наблюдается в стране, дополнительное разделение "по статусу смерти" может ещё более повысить степень отчуждения богатых и "заслуженных" от бедных и незаслуженных.

Бог шельму метит...

ВОПРОС о государственных похоронах и увековечивании памяти имеет и ещё один аспект. По какой мере отвешиваются почести? Кто определяет заслуги усопшего? Нынешние чиновники, "пилившие" в своей узкой компании бюджетные деньги и госсобственность? Или окончательным судьёй будет всё-таки история? И не получится ли так, что человек, которому по прихоти современников были оказаны высшие государственные и церковные почести, некоторое время спустя (скажем, под влиянием открывшихся фактов) выступит перед судом истории в роли обвиняемого?

Вот у Кремлёвской стены, на элитных московских кладбищах высятся могилы и памятники "видных партийных и государственных деятелей". После смерти некоторых из них в стране объявлялся траур, у гробов выстраивался почётный караул, а власть организовывала "всенародную скорбь". А открытые позднее архивы ГПУ и КГБ свидетельствуют о совсем других заслугах. Личные подписи Молотова стоят на 373 расстрельных списках (43 569 убитых), подписи Ворошилова - на 186 списках (18 474 убитых), Кагановича - на 189 списках (19 110 убитых) и т. д. Ну а "заслуги" тов. Сталина, вскрытые на ХХ съезде КПСС, широко известны. Миллионы невинно убитых во время коллективизации, раскулачивания, большого и "малого" террора 30-х и 50-х годов. Сегодня мы знаем и организаторов, и цену "больших скачков", "шарашек", ГУЛАГа. Помним и о том, как менялись оценки высших государственных и партийных чинов, отдававших приказы о подавлении "Пражской весны", венгерского восстания, о строительстве Берлинской стены.

Так ли уж мы уверены в том, что новые кандидаты в почётные покойники выдержат беспристрастный суд истории? Есть ли гарантии того, что нынешние мастера "слияний и поглощений", авторы "монетизаций", герои "залоговых аукционов", почётные строители финансовых пирамид и незаменимые губернаторы и мэры выдержат суд хотя бы ближайшего десятилетия?

Сегодня во Франции тянут к ответу недавно неприкосновенного Жака Ширака за невинные (по российским понятиям) манипуляции с зарплатой городских чиновников в бытность его мэром Парижа. А как сложится после перевыборов судьба братьев Качиньских, обвиняемых оппозицией в коррупции? Полезно вспомнить и о недавнем предостережении А. Солженицына по поводу погребальной "легитимизации кремлёвского властелина" (имелись в виду похороны Б. Ельцина).

* * *

О РАЗРАБОТКЕ VIP-ритуала уже слагают анекдоты. Якобы особо выдающихся чиновников и политиков будут хоронить вместе с проблесковыми маячками (а вдруг потребуется на пути в рай!) или с последним служебным автомобилем. Кого-то с "Ауди", кого-то с "Мерседесом". Острословы от оппозиции предлагают хоронить "как в Древнем Египте" - вместе с ближайшим окружением. Злые языки судачат, что с учётом многочисленности чиновного люда разрабатывается даже "типовой проект" памятника: на троне из Грановитой палаты. В одной руке большая печать, в другой - пачка червонцев. Идут споры и по поводу надписи. Предлагают: "От благодарного Отечества", как на памятнике Минину и Пожарскому.

Господа чиновники! Прежде чем утверждать ритуал для себя, любимых, вспомните о том, в каком виде у нас пребывают простые народные погосты. В какую сумму рядовой российской семье обходятся похороны и когда в городах будет покончено с кладбищенской мафией?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно