Примерное время чтения: 4 минуты
112

Русский актёр - лучший

ОБЛАДАТЕЛЕМ "Золотой пальмовой ветви" 60-го Каннского фестиваля стал румынский фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" режиссёра Кристиана Мунчжиу. Приз за лучшую мужскую роль присуждён россиянину Константину Лавроненко, сыгравшему в "Изгнании" Андрея Звягинцева.

Экраны заполонила жестокость

ТРИУМФ нового румынского кино нельзя назвать неожиданностью. Для тех, кто наблюдает за мировым кинопроцессом, очевидно: уже не первый год фильмы из этой страны привлекают внимание критиков и фестивалей. На сей раз жюри под председательством британца Стивена Фрирза отдало дань тонкой режиссёрской работе, прекрасной молодой актрисе Анемарии Маринке и серьёзности темы.

На экране - два дня из жизни двух студенток, одна из которых делает нелегальный аборт. Действие происходит в середине 80-х годов ХХ века, и каждая деталь безошибочно говорит об эпохе социализма, причём так, что намёки прекрасно понимают даже те, кто лично не пережил этот опыт. Румынская картина как нельзя лучше подошла программе нынешнего фестиваля, в которой преобладали фильмы мрачные и жестокие. Один из наблюдателей сострил, что средний каннский фильм можно было бы назвать " 4 свадьбы, 15 похорон и 2 аборта".

Призы на закрытии вручали звёзды-ветераны - Шарлота Рэмплинг, Кароль Буке, Джейн Фонда и Ален Делон, посетивший Канн впервые после многолетней ссоры с фестивалем. Он произнёс пламенную речь об актрисах, вспомнил свою былую подругу Роми Шнайдер - прежде чем вручить приз за женскую роль кореянке Чжеон До-йон, которая сыграла мать украденного и убитого ребёнка в фильме "Тайное сияние". А за Константина Лавроненко приз вышел получать на сцену Андрей Звягинцев. Русская актёрская школа традиционно имеет высокую репутацию на Западе, но удивительным образом за всю историю Каннского фестиваля ни один из наших актёров или актрис не был удостоен персональной награды. Тем более приятно и неожиданно то, что это случилось именно сейчас: ведь все прогнозы предрекали победу испанцу Хавьеру Бардему или французу Мэтью Амальрику.

Сокуров уехал ни с чем

БЕЗ наград остались фильмы таких именитых режиссёров, как Эмир Кустурица ("Завет"), Ульрих Зайдль ("Импорт-экспорт"), братья Коэны ("Нет места для стариков") и Дэвид Финчер ("Зодиак"). Единственной наградой для американцев оказался приз 60-го фестиваля, учреждённый в честь юбилея: его отдали режиссёру Гасу Ван Сенту за фильм "Параноид парк". Почти ничего не получили и хозяева фестиваля - французы: награждённый за режиссуру и снятый по-французски фильм "Скафандр и бабочка" поставлен Джулианом Шнабелем, американцем, живущим в Испании, свободным художником и человеком мира.

Без призов остался и Александр Сокуров, что не только несправедливо, но даже скандально. Этот режиссёр имеет особые заслуги перед Каннским фестивалем, а его картина "Александра", снятая в экстремальных условиях в Чечне, была прекрасно принята здесь и, казалось, как никогда, была близка к награде, которую прочили или Галине Вишневской, или фильму в целом. Тем не менее две российские картины в конкурсе - несомненный шаг вперёд в наших отношениях с Каннским фестивалем. Советский Союз в первые послевоенные годы был одним из главных участников каннских ристалищ, и наши фильмы нередко отмечались наградами. Второй пик интереса к советскому кино пришёлся на времена хрущёвской оттепели, третий - на горбачёвскую перестройку. Сегодня можно говорить не о политическом интересе, а о том, что внимание привлекает возрождающаяся российская киноиндустрия, которая производит и высокобюджетные блокбастеры, и утончённые образцы авторского кино. Как, в частности, работы Сокурова и Звягинцева.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно