Примерное время чтения: 8 минут
176

Они были целой эпохой...

...музыкальной

27 АПРЕЛЯ не стало Мстислава РОСТРОПОВИЧА. Он тяжело болел в последние месяцы. А мы надеялись: может, всё не так страшно и он ещё выйдет на сцену - этот невысокий человек с огромным талантом, поднимет смычок и заиграет. И тысячный зал вновь замрёт, отдавшись его музыке.

ИМЯ Ростроповича было внесено в список "Сорока бессмертных" - почётных членов Академии искусств Франции. Но, увы, даже величайшие музыканты не могут жить вечно.

Реквием Берлинской стене

РОСТРОПОВИЧ был не только музыкант и дирижёр. Он был ещё и Настоящий Человек. Бесстрашный. С душой такой же огромной, как его талант. В 70-е Советский Союз захлопнул перед ним дверь, не позволив вернуться в страну, за то, что Мстислав Леопольдович приютил у себя на даче опального Солженицына. Но в 90-е Ростропович одним из первых кинулся на баррикады - защищать свою непутёвую, но горячо им любимую Родину. Он вообще откликался на всё, что считал судьбоносным - не для себя. Для мира.

- Мой отец Антуан Рибу (основатель французской фирмы "Данон". - Прим. ред.) очень дружил с Мстиславом Леопольдовичем, - рассказывает "АиФ" Франк Рибу, президент компании "Данон". - Когда Ростропович прибыл во Францию и здесь узнал о том, что его лишили советского гражданства, отец лично занялся устройством музыканта в Париже. Я же до сих пор помню случай, произошедший в день падения Берлинской стены. Ростропович довольно плохо говорил по-французски - в отличие от его супруги. И вот у отца идёт собрание акционеров, а в этот момент секретарь с испуганным видом подносит ему телефонную трубку - мол, кто-то сильно ругается и требует вас... Отец берёт трубку и выясняет, что звонит Слава, который твердит лишь несколько слов: "Самолёт, стена, срочно!.." Отец пытается объяснить: ничего не могу поделать, у меня собрание. А Слава всё повторяет: нет, бросай! Срочно! Самолёт! Пришлось отцу прервать заседание, и мы - папа, я и Слава со своей виолончелью - на нашем частном самолёте полетели к рухнувшей Берлинской стене. Ростропович сел у её подножия и играл, играл, играл... А немцы из тогда ещё ГДР решили, что это бедный русский музыкант. И бросали ему монетки. Потом Слава говорил, что это был самый дорогой концерт в его жизни.

- Я дружил с Ростроповичем 50 лет, - рассказывает нашему корреспонденту лондонский импресарио Виктор Хоххаузер. - Слава и Галина Вишневская как-то прожили год в нашей квартире. В один из дней к нам домой пришёл сотрудник советского посольства и попросил Ростроповича отдать свой паспорт - мол, для проверки. Больше Слава своего красного паспорта не видел. А когда в России случился путч, Слава одним из первых рванул на баррикады. Сказал, что по приезде в Москву обзаведётся пистолетом и пойдёт к Белому дому стрелять. А там заодно и свой паспорт из КГБ назад заберёт.

Ростропович обладал феноменальной памятью. Как-то они с Галиной поехали в гастрольное турне, и он то ли оставил где-то ноты, то ли ещё что-то с ними случилось. Он дал тогда за две недели 44 концерта. И всё сыграл по памяти.

Бах на заводе

РАССКАЗЫВАЕТ музыкант Юрий БАШМЕТ:

- Всего за одну неделю ушла эпоха. Политическая - со смертью Бориса Николаевича Ельцина. И музыкальная - с Ростроповичем.

Я горжусь, что мы со Славой дружили. Помню, как он мне предложил перейти на "ты". Я всё не решался. На это Ростропович сказал, что тогда он предлагает мне послать его матом. Если же я и это не осмелюсь сделать, тогда матом пошлёт меня он. Тогда-то уж мы точно перейдём на "ты".

У Ростроповича было потрясающее чувство юмора. Однажды "Союзконцерт" выдал ему "разнарядку" - выступить с концертом прямо на заводе в обеденный перерыв. Рабочие в цехе вытащили бутерброды, кефир... Отдыхают, перекусывают... Они и так устали, а тут ещё какой-то человек сидит, пилит на виолончели... Причём Баха! Работяги шумели, не слушали его игру. На это Ростропович сказал: "Сейчас я исполню вам сюиту Баха для виолончели соло. И потом уйду. Но вообще Бах сочинил шесть сюит. И если вы будете себя и дальше так плохо вести, я сыграю все шесть".

Он очень много помогал людям. Помню, все обсуждали его гонорар, полученный им от Большого театра. Но никто не удосужился узнать, что все эти деньги он отдал на лекарства детям, больным гепатитом.

Ольга ШАБЛИНСКАЯ, Москва; Елена ИВАНОВА, Париж; Маргарита СТЮАРТ, Лондон

...театральной

"Я МОГ БЫ стать настоящим бандитом, - вспоминал как-то Кирилл Юрьевич. - В молодые годы сдружился с невской шпаной, но жизнь внесла свои коррективы, и я нашёл правильный путь в жизни". 27 апреля Кирилла Юрьевича не стало.

КИРИЛЛ Лавров с юных лет грезил о сцене. Его отец был ведущим актёром Киевского театра драмы, и маленький Кира всё детство провёл за кулисами. Но в театральное училище его не приняли, тогда Лавров решил пойти ва-банк и обратиться к самому Товстоногову. Пришёл к театру в солдатской шинели и попросил вахтёра его пропустить. Когда Товстоногову доложили, что на вахте его ждёт некий армеец, тот как-то быстро засобирался домой и сбежал через чёрный ход. А спустя несколько лет уже Товстоногов уговаривал Лаврова остаться работать в БДТ, когда тот принёс ему заявление об уходе. "Товстоногов был моим самым главным и непревзойдённым учителем, - говорил Лавров. - Хотя доставалось от него иногда по первое число".

* * *

В 1989 году после смерти Товстоногова на сборе труппы большинство актёров проголосовало за то, чтобы назначить именно Кирилла Лаврова худруком БДТ. Против было только два голоса - сам Лавров и его жена.

В кино Кирилл Лавров сыграл более 100 ролей. Самый популярный персонаж - это, конечно же, Ленин. В 1981 году режиссёр Григорий Никулин начал работу над фильмом "20 декабря". "Проблема была с ролью Ленина, - рассказал "АиФ" Никулин. - У меня его должен был играть Юрий Каюров. Но мы с ним не сошлись во взглядах на образ вождя, и мне пришлось поехать в Москву убеждать руководство, что Каюров на роль не подходит. И вот еду я обратно, злой после разборок с начальством, вдруг в купе заходит Кирилл Лавров. Мы поговорили с ним, и я понял, что нашёл своего Ленина. Но в первые же дни съёмок у Лаврова кто-то спалил дачу. Однако он не отменил ни одного съёмочного дня, отыграл всё, как будто ничего и не случилось.

После роли Ленина Лаврову довольно часто запрещали играть "неблагонадёжных персонажей". Режиссёр Виктор Трегубович позвал его в фильм "Путешествие в другой город" на роль мужчины, у которого была любовница. Для того чтобы решить, может ли актёр Кирилл Лавров исполнять роль морально опустившегося гражданина, созвали обком партии. Решение вынесли единогласно - "не может".

Одной из последних работ для Кирилла Лаврова стала роль Понтия Пилата в фильме "Мастер и Маргарита". "Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпимости этого человека, - говорит режиссёр Владимир Бортко. - Нам надо было отснять 22-минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом за день, когда такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе. Таких актёров просто уже нет. Он был единственный".

Кирилл Лавров был не только профессионалом, но принципиальным и совестливым человеком. Будучи депутатом Верховного Совета, он, как мог, отстаивал права "ходоков", которые шли к нему толпами со всевозможными просьбами. "Не зря же я Ленина играл", - шутил он в то время. Лавров никогда не склонял головы перед вышестоящими, никого не боялся. Когда Ельцин был в опале и на ХIХ партконференции делегаты устроили ему разнос, только Лавров подошёл, пожал ему руку и пожелал удачи. После Ельцин написал в своей книге, что безмерно уважает Кирилла Лаврова за этот поступок. Ушли они оба в одну неделю...

Валентина ОБЕРЕМКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно