Примерное время чтения: 4 минуты
119

Профсоюзы: борьба или её видимость?

Тусклой и незначительной на фоне других протестных движений выглядела недавняя акция Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

ОНА прошла во многих регионах под лозунгом "За достойную пенсию". Почему борьба за права работников в России, которую возглавляет ФНПР, всё больше походит не на протест, а на спектакль?

ФАКТЫ

ПРАКТИЧЕСКИ во всём мире профсоюзы - мощнейший рычаг влияния на власть и работодателей. Например, в ноябре 2006 г. из-за недовольства журналистов условиями работы в Италии не вышла ни одна газета. Информация о громких акциях протеста, организованных профсоюзами, - в новостях едва ли не каждую неделю. Правда, за границей, а не в России.

Вот и прошедшую акцию ФНПР даже "выпусканием пара" назвать нельзя. 500 человек постояли с плакатами на Горбатом мосту в Москве, 300-400 - у Дворца труда в Питере, чуть больше или чуть меньше - в других регионах. И это при том, что в рядах ФНПР на сегодняшний день числится порядка 30 млн. человек.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Юрий МИЛОВИДОВ, исполнительный директор Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив:

- В ФНПР мало кто верит. И правильно делает. Акции, которые она организует, - чистой воды фарисейство. Ещё с советских времён федерация является вспомогательной ветвью власти, её приводным ремнём. Не в интересах ФНПР с ней ссориться и негодовать. Профсоюзные лидеры, как правило, - очень богатые люди. Советским профсоюзам принадлежала собственность ценой в десятки миллиардов долларов. В погожий денёк они ратуют за права бедных и пенсионеров, а потом садятся в припаркованные неподалёку лимузины и разъезжаются отдыхать - кто на Лазурный Берег, кто в Майами.

Неизвестно, кто и как избирает руководителей профкомов, как принимаются решения о проведении той или иной акции, кто формулирует требования. Притом что во всём мире профсоюзы - самая демократичная и прозрачная организация.


Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:

- В ДРУГИХ странах профкомы решают главную задачу - борются за достойную зарплату и хорошие условия труда. А уж потом берут на себя дополнительные функции - организацию досуга и т. д. У нас с советских времён они были неким социальным отделом - занимались подарками, путёвками и никогда не отстаивали права работников. Теперь и эти функции умерли.


Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике:

- ПРО смерть профсоюзного движения говорят те, кто мечтает, чтобы на месте ФНПР возникли новые профсоюзы. Однако попытки создать ей противовес пока безуспешны. Федерация хорошо представлена во всех регионах, отраслях промышленности нашей страны. ФНПР - единственная, кто умело выстраивает диалог не только с работодателем, но и с властями. Она имеет очень серьёзные каналы лоббирования во властных структурах.

ФНПР входит во Всемирную организацию профсоюзов, а её лидер Михаил Шмаков - председатель Объединения профсоюзов Европы.

ПРОГНОЗ "АиФ"

ПЕРИОДИЧЕСКИ тут и там возникают ростки нового, подлинно независимого профсоюзного движения. Как правило, оно зарождается там, где работникам действительно есть что терять и с чем сравнивать свою зарплату и условия труда. Рабочие питерского завода "Форд", например, создали профсоюз, когда поняли, что производят дорогие европейские машины за "копейки". Достаточно сильные профсоюзы у горняков, железнодорожников, авиадиспетчеров. Правда, многие "новорождённые" профкомы возникают и умирают после решения какой-то сиюминутной проблемы. По мнению экспертов, вырасти, окрепнуть и объединиться они смогут лишь тогда, когда возникнет реальная политическая сила, ставящая во главу угла борьбу за социальную справедливость.

Пока же многим людям просто в голову не приходит бороться за трудовые права. С одной стороны, жива вера в государство, которое должно позаботиться, с другой - страх потерять работу сильнее чувства несправедливости. Многие действуют по принципу: зарплата маленькая - ищи дополнительный заработок. Качать права мы пока не привыкли.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно