Примерное время чтения: 6 минут
269

"Ой, мамочки, полёт нормальный!"

ВАЛЮША, Валечка, Валентина... "Женщина-броня" - так прозвали её за несгибаемый характер.

Пела в "одиночке"

ОНА заболела космосом, когда впервые увидела портрет Гагарина. Ей казалось, что он смотрел именно на неё, улыбался, словно говорил: "И ты так сможешь!" "Конечно, смогу!" - подумала Валя, инструктор парашютного спорта, и написала заявку в отряд космонавтов.

Это был секретный отряд. Никто не должен был знать, что в 1962 году на базе Центра подготовки космонавтов начали тренировку пять девушек из разных городов Советского Союза. Валентина Терешкова, Жанна Ёркина, Ирина Соловьёва, Валентина Пономарёва и Татьяна Кузнецова. Старшей сразу же назначили Терешкову. "Валя на этом "посту" нас защищала перед начальством, - рассказывает Жанна Ёркина. - Однажды нам с ней очень нужно было выехать в Москву. Но отряд-то секретный! Поэтому нас никуда не отпускали. Валя подошла к товарищу Масленникову, одному из главных, и попыталась отпроситься. На что Масленников стал допытываться: "А куда? А зачем? А к кому?" Валентина разозлилась и выпалила: "Дайте же нам свободного времени, чтобы трусики и лифчики купить!" Масленников смутился, покраснел и сказал: "Поезжайте".

Но свободное время у "секретных девушек" было ограничено. Каждый день - тренировки. Одним из самых ужасных аппаратов оказалась центрифуга - она даже названием пугала хрупкую девчушку. В этой "штуковине" на тебя обрушивалась тяжесть в 600 килограммов. И не получается не то что пошевелиться - даже воздуха глотнуть. Внутри Валя теряла сознание, её выносили на свежий воздух, приводили в себя. Терешкова, сдерживая слёзы, продолжала тренировки. Следом за центрифугой - термокамера. После неё даже сорокаградусная жара воспринимается как прохлада. "Нас одевали в лётные комбинезоны, меховые шапки и сапоги и сажали в эту камеру, - рассказывает Ёркина. - Температуру поднимали всё выше и выше". Но, пожалуй, одним из самых страшных оказалось психологическое испытание: Валя провела семь дней в замкнутом пространстве. А где-то там, за стеной, врачи наблюдали за каждым её движением - хотели понять, как девушка переносит одиночество. А она улыбалась и пела песни.

После таких испытаний Вале казалось, что в космосе ей уже ничего не страшно. Оказалось, что лишь казалось. 16 июня 1963 года она передала руководству страны: "Я оправдаю ваше доверие" - и не зашла, а залезла на борт корабля: "Восток-6" называли ещё "консервной банкой". Он был настолько крохотным, что находиться в нём можно было только в положении полулёжа. А ей предстояло пробыть в таком состоянии трое суток. Валентина не могла взять и крошки в рот - от всего тошнило. Но она пыталась улыбаться и передавала на Землю: "Я - Чайка. Полёт проходит нормально". Правда, иногда Чайка не выдерживала и вскрикивала: "Ой, мамочки!" Говорят, что во время полёта Валентину постоянно рвало, она теряла сознание, но потом приходила в себя и снова с улыбкой смотрела в камеру.

Приземление далось ей тоже непросто. Пришла в себя только в больнице. А на следующий день был отдан приказ отвезти Терешкову обратно на поле и отснять "положительный материал" приземления первой женщины-космонавта, чтобы было что показать широким массам. Весь мир облетели кадры, на которых улыбающаяся Валя Терешкова в лётном костюме машет рукой в камеру.

"Неужели вы думаете, что человек будет себя прекрасно чувствовать после трёх дней, проведённых в невесомости, в скафандре, привязанным к креслу? - говорит Жанна Ёркина. - То, что ей было плохо, - это естественно. У кого-то хороший вестибулярный аппарат, у кого-то - хуже. Но рассказывать об этом Валентина, естественно, не могла".

А Хрущёв тут ни при чём

ТЕРЕШКОВА стала для всех советских женщин примером для подражания. Её причёска, манера одеваться в строгие костюмы, больше похожие на мужские, - всё копировалось. Цветы, приёмы, награды... За месяц перезнакомилась с известными актёрами, певцами и чуть ли не со всем руководством страны. Говорят, что именно благодаря этому знакомству и вниманию к Терешковой властей предержащих через три месяца после полёта Валентина вышла замуж за космонавта Андрияна Николаева. Точнее, по слухам, их поженил сам Никита Хрущёв. Он хотел слепить образцово-показательную семью, которая стала бы моделью проживания в советском обществе. Ведь и Терешкова и Николаев - звёзды! Именно на них надо равняться! То, что Хрущёв организовал пышную свадьбу и созвал на неё весь высший свет, - достоверный факт. Веселился весь ЦК, отовсюду слышались крики "горько!". Валентина очень смущалась. Они-то хотели расписаться тихо, по-семейному, но политика партии этого не позволила.

"Они поженились с Николаевым, потому что полюбили друг друга, - рассказывает Жанна Ёркина. - И тому я свидетель. Сама видела, как развивались их взаимоотношения, как Андриян ухаживал за Валей. Никакого Хрущёва тогда ещё и в помине не было".

Через год после свадьбы у образцовой пары появился ребёнок. Профессор НИИ акушерства и гинекологии Эдуард Каструбин вспоминал: "Летом 1964 года в институт поступила на роды первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Скоро выяснилось, что собирается консилиум, который определит план ведения родов". Валя очень волновалась: ведь сумасшедшие перегрузки запросто могли отразиться на ребёнке. Но недаром вызвали лучших специалистов. Валентина благополучно родила дочь Елену. Правда, впоследствии пошли слухи, что девочка появилась на свет плохослышащей. Но сама Терешкова болезнь дочери отрицает.

C Андрияном Николаевым "идеального" брака не вышло. Про него сплетничали, что пил и изменял жене. Валентина же нашла утешение в общественной работе. Но семейный очаг поддержать не смогла, он затух через 8 лет после свадьбы.

Ходило много сплетен про мужчин, окружавших Валентину. Говорили, что сама Терешкова была безнадёжно влюблена в своего друга Юрия Гагарина, что осталась у неё в Ярославле первая далёкая любовь, которую ей пришлось променять на звёздное небо.

Сама Валентина Владимировна сегодня хранит память о человеке, который стал для неё самым близким и родным: её втором муже - известном хирурге Юлии Шапошникове. В этом браке Валентина немного успокоилась, стала чуть менее "железной". Однако несколько лет назад у Юлия обнаружили рак. Лучшие специалисты пытались поддержать жизнь Юлия, но усилия оказались напрасны.

Сегодня Валентина Терешкова по-прежнему на общественной работе. Её часто включают в разные делегации, но всё больше времени она проводит в огромном доме - на даче - со своим самым главным сокровищем - внуком Алёшей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно