Примерное время чтения: 6 минут
167

Как победить ухабы, пробки и аварии?

Вся страна услышала, как президент В. Путин распорядился навести порядок на дорогах. Как это будет происходить, еженедельнику "Аргументы и факты" рассказал глава Департамента ОБДД МВД РФ Виктор КИРЬЯНОВ.

- ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения" рассчитана на 7 лет, до 2012 года. Её цель - в полтора раза сократить количество погибших на дорогах (в среднем мы теряем 35 тыс. человек ежегодно. - Ред.).

22 сентября этого года президент В. Путин своим указом поручил принять неотложные меры по решению этой проблемы. И среди них - не только пресловутые мигалки. Это целый комплекс мер, исполнив которые можно сделать наши дороги более безопасными и решить большую проблему крупных российских городов - пробки.

Где развязки?

- ЧТО и кто сегодня мешает россиянам на дорогах? И как вы будете решать эти проблемы?

- Самая основная проблема в том и заключается, что гаишник на дороге на самом деле не всесилен. Мы только что вместе с министром внутренних дел Р. Нургалиевым проехали по регионам, чтобы посмотреть, как идёт реализация программы по безопасности. Встречались с главами регионов, руководителями ГИБДД, представителями ряда ведомств, так или иначе причастных к безопасности дорожного движения. А перед этим я общался с простыми водителями, пешеходами, интересовался, как они смотрят на все эти проблемы.

Почти треть опрошенных обозначили самую главную из них - "не проехать по городу". Речь идёт не только о Москве, но и о Чите, Архангельске, Нижнем Новгороде, Челябинске и других крупных городах. В Московском регионе за год на 12% увеличилось количество транспорта. Через 10 лет в России прогнозируется уровень автомобилизации порядка 550 машин на 1000 жителей. А дорожная инфраструктура за этим не поспевает.

- Что для этого нужно сделать?

- Самый главный пункт в указе президента - улучшение условий дорожного движения. Первоочередные меры - увеличение пропускной способности транспорта, строительство дорог, парковок. Если в городе пробки, это недоработки прежде всего местного начальства. Именно оно курирует проекты дорог и развязок, даёт разрешение на строительство ресторанов, торговых центров без парковок. Вот, например, в центре Москвы строят Сити. Но как туда ежедневно будут приезжать тысячи людей на работу в офисы, на выставки, в отели и магазины? Где развязки? Потом, когда там будут бесконечные пробки, всю вину снова свалят на ГАИ. Но на Сити город заработает немаленькие деньги, почему же законодательно не закрепить за местной администрацией и решение транспортной проблемы в этом районе? В той же столице есть пример западной компании, которая, строя свои торговые центры, добивается и разрешения на строительство развязок около них.

Чтобы решить проблему с дорогами, их качеством и умным проектированием, конечно, нужны немалые средства. Только не надо ждать, когда они поступят из федерального бюджета. Хороший хозяин сам найдёт способы и средства для этого. Вот, например, во многих городах первые этажи жилых домов перестраиваются в магазины и офисы. Так пусть их владельцы в обязательном порядке озаботятся тем, чтобы организовать рядом парковку и подъезд, не мешающий дорожному движению.

Ещё одна проблема, требующая затрат, - оперативность в помощи пострадавшим от ДТП. Из года в год на дорогах России происходит более 200 тыс. ДТП, в которых погибают и страдают люди. По данным медиков, чрезвычайно важно оказать экстренную помощь в первый, так называемый "золотой" час. Но у нас сегодня ещё нет совершенной системы обнаружения ДТП на тех же многокилометровых трассах, где нет поблизости населённых пунктов и, соответственно, больниц. К сожалению, "скорая помощь" не всегда своевременно приезжает на место аварии. Этот вопрос также требует серьёзного подхода и решения.

Штрафы и отмена мигалок

- НА ЧЁМ ещё сконцентрировано внимание президента в указе?

- Это также совершенствование нормативно-правовой базы: за что, как и кого наказывать. Причём здесь речь идёт не только о водителях, но и о дорожниках, коммунальщиках и всех, от кого зависит безопасность на дорогах. Вот мы говорим про ремень безопасности. Штраф за непристёгнутый ремень - 50 рублей, а за безбилетный проезд в общественном транспорте - в разы больше. Надо сделать так, чтобы этим ремнём были пристёгнуты все. В Испании такая "оплошность" обходится водителю или пассажиру штрафом порядка 500 евро. Мы же пока пытаемся через СМИ силой убеждения заставить людей пристёгиваться. Если не получится, придётся ужесточать штрафы. Другая проблема: прежде чем устанавливать автоматические скоростемеры на дороге, необходимо сначала законодательно утвердить, что по показателям прибора можно штрафовать владельца автомобиля. Эти и другие предложения уже рассматриваются Госдумой, возможно, скоро они будут закреплены в законе.

Ещё один вопрос - пьяные водители общественного транспорта. Когда мы проводим рейд, выявляем таких до тысячи! Кто за них ответит? Минтранс выдаёт перевозчику лицензию - и всё, остальное никого не волнует. А условия лицензирования кто проверит? Нужно, чтобы работала система по недопущению таких водителей на маршрут. Если водитель нарушил правила, этот факт надо зафиксировать, если нарушение повторилось - лишить перевозчика лицензии. У нас это где-то записано? Нет. До сих пор не принят устав автомобильного транспорта, нет правил, по которым можно спросить с перевозчика. Всё направлено только на зарабатывание денег, про безопасность думать некому и некогда.

- Виктор Николаевич, читатели хотят знать, когда закончится беспредельное поведение машин с мигалками и другими знаками привилегированных отличий...

- На данный момент в России эксплуатируется 7,5 тыс. автомобилей, оборудованных световыми и звуковыми сигналами и не имеющих цветографических надписей. Указом президента это количество сократится до тысячи авто. Этим же указом не допускается использование особых государственных регистрационных знаков. До 1 февраля следующего года все, кто такие знаки имеет, должны перерегистрировать транспортное средство. Но отказом от мигалок мы лишь немного снимем социальную напряжённость, проблемы загруженности дорог это полностью не решит. Только комплекс мер, о которых я уже сказал, сделает в итоге наши дороги более свободными и безопасными.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно