aif.ru counter
27.09.2006 00:00
182

"Эффект обманутого зрителя"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 27/09/2006

Зачем нас долбят ТВ-анонсами

Как же получается, что количество рекламы в ТВ-эфире год от года власти вроде бы старательно уменьшают, а её, родимой, становится всё больше и больше?!

Я НЕ ПОЛЕНИЛСЯ и подсчитал: за один день меня раз 20 призвали посмотреть "феерическое шоу - "Звёзды на льду", ещё раз 12 прокрутили кадры из грядущего сериала, десяток раз огласили темы будущего ток-шоу, и всё это не исключая рекламы шампуней и прокладок. О каком же сокращении идёт речь? Оказалось, по своей дремучести за рекламу мы принимаем бесконечные ТВ-анонсы, а это - непростительная ошибка. По закону телеканалы могут долбить нас анонсами своих программ хоть круглые сутки. Нравится нам это или нет, это не их проблемы. ТВ-анонсы можно считать прямым отражением современного телевидения: клиповая подача, яркость красок, агрессивная настойчивость, беспринципность в борьбе за зрителя. Ну как не прильнуть к экрану после пафосной завлекухи в духе: "И начинается великая битва! Как выстоять и сохранить победы? Смотрите только на нашем канале шокирующие подробности в программе "Ваш огород" из цикла "Битва за урожай"!"

Когда тебе в течение недели по десять раз на дню вдалбливают, что грядёт супермегапремьера очередного проекта, ты начинаешь в это свято верить и подобно зомби усаживаешься ЭТО смотреть. То, что на поверку программа оказывается очередной пустышкой, - производителям не важно. Главное - вас удалось заманить к телевизору, а значит, высокий рейтинг и дорогая реклама ТВ-боссам обеспечены. На профессиональном журналистском языке такие приёмы называются "эффект обманутого ожидания". В качестве примера тут же вспоминается интервью с Пугачёвой, которое певица дала НТВ накануне этого года. "Только у нас! Только за два часа до Нового года! Супероткровенное интервью с примадонной! Она рассказала о себе всё!" И что же мы увидели? Разговор о творческих планах и пара личных вопросов, на которые Пугачёва ответила привычными: "Я рассказала о себе всё. Добавить нечего".

По сути, такие ролики позволяют ушлым телевизионщикам неограниченно манипулировать зрителем. Только что вы мирно завтракали и всей семьёй смотрели каких-нибудь Винни-Пухов, как вдруг - бац! - "Она убила всех своих детей и закусывала ими в течение месяца! Смотрите ночью шокирующую документальную историю!" И всё это с подробным видеорядом. По закону всё в порядке - шокирующая программа или фильм выйдет ночью, когда дети будут спать. Однако, вставляя в анонсы ключевые сцены из подобных "шедевров", каналы заставляют зрителей всех возрастов насильно "насладиться" зрелищем не по одному разу. "С циничной хитростью каналы принуждают нас смотреть то, что мы не хотим смотреть, - говорит культуролог, редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. - Вид окровавленного тела, убийство на экране стали нормой. На Западе подобное невозможно. Там нет даже формата криминальных новостей, которые нам крутят с утра до ночи. Изо дня в день с помощью тех же анонсов наши каналы разрушают психику зрителя. Ситуация усугубляется тем, что в России есть один стопроцентный вид цензуры - цензура обсуждения телевидения на телевидении. За каналами у нас нет ни морального, ни гражданского, ни художественного надзора".

Каналы о своих премьерах не рассказывают, а истошно кричат, делая уровень звука анонсов громче, чем громкость самой программы. По части нахрапистости, безусловно, всех переплюнул СТС. Новый слоган канала "Я смотрю СТС!", которым обклеили все крупные города, звучит как мантра. Даже если в весьма качественную сетку канала периодически попадает какой-нибудь "шедевр" типа "Сухая тряпка на дне моря-2", его умудряются раскрутить и преподнести так, что он начинает ассоциироваться с фильмом всех времён и народов. Агрессивность СТС может раздражать, но она даёт результаты. Аудитория канала растёт.

"Перебор с анонсами на российском ТВ действительно есть, это факт, - соглашается президент Международной академии ТВ и радио Анатолий Лысенко. - Главную причину этого я вижу в отсутствии вкуса у руководства телекомпаний. Не думаю, что проблему можно решить, вводя ограничения на уровне закона. Нужно воспитывать внутреннюю культуру не только у зрителей, но и у тех, кто занимает высокие посты".

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество