82

Покупать еду в России опасно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2006

Во всём мире покупатели выбирают полезную и безопасную еду, читая то, что написано на этикетках.

Инфаркты и инсульты от плохого питания

ПИТАТЬСЯ же правильно, ориентируясь на российские этикетки, практически невозможно. На них нет существеннейшей информации о вредных и полезных компонентах продуктов, не говоря уже об их количестве. А это крайне важно для здорового питания и при составлении диет. Попробуйте найти 10 различий (см. рис. 1) между оригинальной информацией о пищевой ценности итальянского печенья для европейцев (со всей подробной информацией) и для россиян (в виде жалкой нашлёпки на упаковке).

Нашим потребителям дозволено знать только сильно урезанный состав продукта и самую общую информацию о калорийности, белках, жирах и углеводах. Кстати, совсем неправильную - этим цифрам нельзя верить, они занижают количество жиров в 6 раз, а углеводов - в 4, представляя печенье чуть ли не диетическим продуктом. Но даже если бы всё было точно и честно, для составления диеты этого недостаточно - нужно знать не просто жиры и углеводы, указанные "до кучи", а распределение их на полезные и вредные. На оригинальной этикетке для европейцев это всё присутствует, причём для удобства цифры приведены не для абстрактных 100 граммов продукта, как у нас, а на одну порцию из трёх печений. Присмотритесь внимательно к количеству вредных насыщенных жиров: одна порция содержит их больше половины (53%) дневной нормы. Что это значит? Проглотив за один присест всего 6 таких печеньиц (это не очень много для нашего человека), россиянин превысит дневную норму по вредным жирам. Заодно примет почти 40% дневной нормы холестерина и сахара.

Эти показатели крайне важны для здоровых людей, старающихся питаться правильно, и жизненно важны для сердечников и диабетиков. Питаясь "по-нашенски", мы вредим своим сосудам. И неслучайно по смертности от инфарктов и инсультов Россия впереди планеты всей. В Европе и США это поняли и сделали информацию на этикетках понятной и полезной.

Больше других рискуют аллергики

ДЛЯ страдающих аллергией на продуктах, продаваемых в России, нет никаких предупреждений. Конечно, человек с аллергией на сою вряд ли будет покупать сыр тофу или соевое молоко. Наверняка он уже в курсе, что может нарваться на сою в колбасных изделиях и мясных консервах и полуфабрикатах - в них белок этого растения часто присутствует не только явно, но и скрытно. Но ему угрожают ещё тысячи других продуктов с компонентами, полученными из сои. На этикетках об этом нет ни слова. Например, почти во всех хлебобулочных и кондитерских изделиях, в шоколаде, напитках, мороженом и ещё много где содержится лецитин. Обычно его указывают в составе продукта, но о происхождении умалчивают: очень часто используют соевый лецитин, который может вызвать приступ у аллергика. Чтобы предупредить таких людей, в США на продуктах обязательно пишут не просто "лецитин", как у нас, а "соевый лецитин". Чувствуете разницу? Кстати, именно так написано на итальянском печенье.

Прагматичные янки подсчитали, что 90% пищевых аллергий связаны с 8 самыми частыми аллергенами - молоком, яйцами, рыбой, морепродуктами (креветками, крабами, омарами и т. д.), древесными орехами (грецкими, миндальными, орехом пекан), пшеницей, арахисом и соей. И теперь, согласно американскому закону, информация о наличии этих продуктов и любых компонентов из них обязательно чётко и ясно приводится на этикетке (России такой закон тоже необходим, но об этом нет и речи).

Непросто живётся и нашим диабетикам. Сравните российскую и немецкую упаковки одинакового печенья для больных диабетом (см. рис. 2). Надпись "1 BE = 3 Stük", которую можно перевести как "1 хлебная единица (ХЕ) = 3 печенья", на русскоязычной этикетке отсутствует. Её неслучайно выделили красным, с помощью ХЕ рассчитывают количество съеденных углеводов и дозу инсулина. Представляете, какие расчёты должен произвести российский больной диабетом, чтобы правильно вколоть себе инсулин? Наверняка ошибётся. На большинстве российских продуктов для диабетиков информация о ХЕ отсутствует.

Вот тут-то и задаёшься вопросом: а есть ли смысл в нынешнем всероссийском "крестовом походе" за увеличение рождаемости в стране? Ну родится человечек, оторвётся от материнской груди и примется есть печенье, конфеты, колбаску, мороженое, которые постепенно будут вести его к аллергии и другим хроническим заболеваниям. И грамотные взрослые не помогут, ведь на этикетках либо врут, либо недоговаривают...

Кстати, самих производителей винить в этом бессмысленно. Они сообщают о том, о чём должны сообщать потребителю по закону. Другое дело, что законы наши этого самого потребителя практически не защищают.

Редакция "АиФ" от имени своих читателей обращается к Правительству РФ, Государственной думе с требованием срочно разработать и принять закон, обязывающий производителей пищевых продуктов указывать на своих товарах ПОЛНУЮ информацию о том, из чего они сделаны.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество