Примерное время чтения: 6 минут
188

В. Золотухин: "Мазохизм окрыляет творческого человека"

"Мы поливаем грязью власть, заглядываем в чужой огород и учим друг друга жить, вместо того чтобы заниматься своим делом", - считает известный актёр Валерий Золотухин.

- ВАЛЕРИЙ Сергеевич, недавно все газеты написали о том, что Абрамович подарил кому-то из своих коллег яхту за 170 млн. долл. А вы дорогие подарки хотя бы по круглым датам принимаете?

- Яхты я не принимаю, потому что их мне никто не дарит (смеётся.) А самый дорогостоящий подарок мне однажды преподнесли владельцы одного развлекательного центра. Подарили 300 тыс. рублей на возведение крыши храма, который я много лет строил в родном Алтае. Это было вдвойне неожиданно и приятно, учитывая то, что деньги дали люди, не имеющие отношения к православию. А вообще к деньгам и дорогим подаркам я отношусь спокойно. Ну, может кто-то кому-то дарить яхты - и слава богу! Зачем завидовать? Не могут все жить одинаково. Попытки поделить всё поровну ни к чему хорошему не приводят. У Абрамовича есть яхты, а у меня - роли.

Я вот живу сейчас работой над ролью Городничего, а какой-нибудь пахарь - заботой о будущем урожае. Как говорит мой герой в "Собачьем сердце": "В Большом пусть поют, а я буду оперировать". Каждый должен заниматься своим делом. А у нас, к сожалению, люди подчас вместо того, чтобы заниматься своим огородом, глядят в соседний, учат других жить и работать.

- Народ привык винить во всех своих бедах власть. Вы в этом вопросе солидарны с массами?

- Многие ненавидят Ельцина, обвиняют его во всех смертных грехах. Но давайте посмотрим правде в глаза: то, что сейчас мы стали жить лучше, - это в том числе благодаря изменениям, которые произошли в 90-х. А ругать власть всегда легко и удобно. Так устроен человек. И я не думаю, что люди с годами мудреют. История никого ничему не учит. Мы уже забыли пустые магазины, колбасу по талонам, давки в очередях.

Референдумы - чушь собачья!..

- ВАШ герой в фильме "В круге первом" говорит: "Ни в одной стране мира народ не знает о власти так мало, как в России". А что бы изменилось, если бы люди знали больше?

- Не думаю, что эти знания изменили бы жизнь в лучшую сторону. Опять бы все передрались - и ничего больше. Я люблю повторять цитату из Чернышевского: "Муж, как и народ, всё узнаёт последним". По сути так и есть. Разве не то же самое было при Александре II, Николае I или Петре?! Да было ещё хуже! Я, как маленькая часть народа, сам не понимаю, что хочу и должен знать сегодня. Попытки советоваться с народом - это, на мой взгляд, пустая трата времени и денег. Считаю, что большинство чаще всего бывает не право, так что все эти референдумы - чушь собачья. Например, вопрос о тех же Курилах можно поставить и преподнести так, что все закричат: "А давайте отдадим их Японии!". А можно так повернуть, что страна встанет за них горой.

- За последние 30 лет отношение к религии в обществе сильно изменилось и продолжает меняться. Как человек очень верующий, имеющий сына-священника, что вы думаете об этих переменах?

- Я отношусь к ним философски. Говорят, сегодня народ потянулся в церковь под влиянием моды. Ну и что?! Если из 10 человек, пришедших в церковь из чувства стадности, хотя бы два обретут настоящую веру, это уже хорошо. Пусть лучше под влиянием общественных течений идут, чем никак. В конце концов, как нам знать: где мода, а где настоящее?.. Каждый приходит к Богу по-своему, часто постепенно. Вот, например, мой младший полуторагодовалый сын Ванька, когда видит крест или церковь, начинает креститься. Понятно, что он обезьянничает, глядя на отца, мать, бабушку. Но пройдёт время, и он, надеюсь, поймёт истинную суть этого действа. Всё начинается с малого. Я, как и миллионы людей, рос в атеистическом обществе. Но при этом к вере всегда относился более чем уважительно. Когда мне предложили вступить в партию, категорически отказался. Сказал, что, как человек верующий, не могу этого сделать, хотя на тот момент не был крещён.

Эксперименты над душой

- ОПУБЛИКОВАВ свои весьма откровенные, а местами и вовсе скандальные дневники, вы много друзей потеряли?

- (Задумывается.) Не знаю. У меня друзей-то практически не было. Может быть, после этих публикаций люди стали более осторожны в общении со мной, но я этого не замечаю. Если бы я перечитал то, что собирался напечатать, книг бы не было. Я ставлю эксперимент над собой и не щажу себя. С другой стороны, как говорил Лёня Филатов: "Не щадишь себя - это твоё дело. Ты щади других". Это правильно, но... "Всё, что гибелью грозит для сердца смертного, таит неизъяснимы наслажденья". Но этот мазохизм, или хрен знает как его назвать по-русски, меня как-то окрыляет. Так уж устроен творческий человек, что ему необходимы опыты над своей душой, совестью, для того чтобы высечь ту искру, эмоции, воображение, которые заставили бы его творить.

Когда-то Анатолий Эфрос на своей книжке написал мне: "Графоману от графомана". Дневник для меня - это прежде всего способ познания самого себя. Когда ты этим долго занимаешься, вырабатывается потребность что-то ежедневно записывать. Так же как дышать, чистить зубы. Но мои дневники, скажем, 60-х годов стали уже историческим материалом. Ни одна книга о Высоцком сейчас не обходится без ссылок на мои записи.

- Накануне юбилея подводите итоги своих достижений, продумываете программу празднования?..

- Да какой там юбилей!.. Дожил, и слава богу. Стою каждое утро по 7 минут на голове, делаю по 50 наклонов - вот это мои достижения. В день рождения сыграю спектакль, а после друзья выпьют за моё здоровье по стакану сухого вина.

- А вы с ними не выпьете?

- А я не пью, к сожалению, уже пять лет. Не беру в рот ни капли спиртного, но это не имеет значения. Всё равно пьянею вместе с компанией. У меня в этом деле опыт большой, поэтому я знаю, как это делается (смеётся).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно