Примерное время чтения: 5 минут
171

Т. Заславская. Где границы свободы?

В России мода на социологические опросы. На исследования общественного мнения тратятся огромные деньги. Зачем?

ОТВЕТ на этот вопрос знает академик РАН Татьяна ЗАСЛАВСКАЯ.

- ТАТЬЯНА Ивановна, если чиновник смотрит только в рот вышестоящему начальнику, то зачем ему общественное мнение?

- Российские политики не любят знать правду о себе. Я была директором ВЦИОМа с 1988 по 1992 г., когда общество кипело. За всё это время результаты исследований потребовались только одному министру. Даже у Горбачёва было подозрительное отношение к нашей работе. Будто социологи нарочно подделывают результаты.

- Общественным мнением легко манипулировать. И на этом кормится целая армия политтехнологов.

- Это не так. Общественное мнение - довольно устойчивая категория. От этого страдает демократическая часть исследователей. Им хочется, чтобы в сознании народа что-то сдвигалось, а оно стоит на месте. Даже само отношение к демократии остаётся незаслуженно плохим. В массовом сознании зафиксировалось, что демократия - это когда одни грабят, а другие остаются при своих интересах. И в этом нельзя винить население. Демократию скомпрометировали демократы. Обещали светлую жизнь, а проблемы усугубились.

"Мы зависим от людей, которым не доверяем"

- ПО ОПРОСАМ можно составить портрет россиянина? В чём особенность нашего характера?

- Сегодня главное - отсутствие доверия к власти. Мы полностью зависим от людей, которым не доверяем. Ещё одна особенность - низкая ценность свободы. А спросите у тех, кто ценит свободу, независимость, самостоятельность, что они имеют в виду. Окажется, "делать всё, что хочешь", т. е. вседозволенность. И того, что личная свобода простирается ровно до границы свободы другого человека, в нашем сознании нет.

- Отчасти это правда, что мы ленивы? Ждём "халявы" от государства?

- Это справедливо. Но есть большая разница между поколениями. Молодые уже адаптировались, почувствовали, что дорога наверх открыта через власть или по экономической линии. Но это относится к населению больших городов. А в малых городах и сёлах, где безработица, отсутствие перспектив, нищета, этих сдвигов нет. Россия раскололась на две части, которые удаляются друг от друга. Так, у москвичей огромные возможности для интеллектуального развития. Одновременно в стране до 4 млн. беспризорных и безнадзорных, у которых родители - пьяницы. Эти дети лет через 10-20 повзрослеют. И проявится разница такая, которую можно сравнить только с дистанцией между аристократией и крепостными крестьянами. Но крепостные не обладали свободой, какую сейчас имеют представители нашего "социального дна".

- Но эксперты утверждают, что, несмотря на жёсткие реформы, дистанцию между бедными и богатыми, городом и деревней, социальные потрясения стране не грозят.

- Это советское наследие. Раньше все возмущались на кухнях. Иначе расправа была жестокой. Инстинкт самосохранения ещё срабатывает.

Громадное влияние на особенности российского общества оказывает генофонд. За XX век пережиты три революции, гражданская война, пять войн, три волны эмиграции и три волны репрессий. Самые активные и талантливые уезжали, погибали. Прореживать грядки хорошо, но, если элитный сорт вырываешь, а сорняки оставляешь, какое поле получится?

- И совсем необязательно учитывать мнение нас, "сорняков", при принятии государственных решений?

- Во-первых, волнений боятся и время от времени выпускают пар. Во-вторых, существуют выборы, требующие хотя бы видимости подкрепления слов. Например, нацпроекты задуманы, чтобы смягчить ситуацию.

"Главное достоинство Путина - он лучше Ельцина"

- ГДЕ гарантия, что деньги не разворуют, как на других бюджетных проектах?

- Гарантия - прямая заинтересованность. Если власть решила, что сейчас жизненно необходимо сделать что-то для людей, то вступят драконовские законы. России к этому не привыкать. Стоит Путину завести несколько крупных дел, и воры притихнут. Но если анализировать, что делается, а не из каких побуждений, есть надежда, что эти два года пойдут нам на пользу.

- Президент хочет остаться в истории положительным героем.

- У него есть все шансы. У нас невероятная ориентация на культ "первого лица". Директор школы, предприятия - полная власть. Это укоренившаяся в сознании традиция. Потому президент, несмотря на мнение интеллигенции, сохраняет высокий рейтинг. Казалось бы, одна чеченская война чего стоит! Но тут срабатывает эффект сравнения. У Путина есть главное достоинство - он лучше Ельцина. И со временем рейтинг ещё укрепится.

- Нынешней власти и с ценами на нефть подфартило.

- Но и самая опасная ситуация связана с нефтью. Цены абсолютно неестественные. Они не могут долго сохраняться такими. Ясно, что наша нефть неконкурентоспособна. У неё низкое качество при высокой себестоимости. И если только откроется нефть в Малой Азии, то Россию вытеснят с этого рынка. Но даже независимо от нефти, по прогнозам учёных, та жизнь, которой мы сейчас живём, продлится максимум 15 лет. Система, которая сейчас сформировалась, относительно стабильна, но обладает слишком малым потенциалом и перевернётся, как матрёшка. В ней накапливаются центробежные силы. Учёные опасаются, что что-то произойдёт.

- Но, пока страна стабильно богатеет, как меняется соотношение оптимистов и пессимистов?

- Замеры делают каждые два месяца. И начиная с 1999 года идёт подъём социального настроения. Разрыв между бедными и богатыми увеличивается, но сама доля бедных уменьшается.

Опросы показывают, что люди строят планы на будущее, видят свои перспективы. 10 лет назад были абсолютно другие настроения. Конечно, реальная жизнь подбрасывает проблемы, уровень запросов растёт, отсюда неудовлетворённость достигнутым. Но общественное мнение зафиксировало: жизнь медленно, но становится лучше. Не для всех, но для большинства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно