Примерное время чтения: 5 минут
109

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. Проблемы "перезаложенного" континента

Латинская Америка фактически поставлена на грань банкротства. На каждый квадратный километр этого региона приходится 17 530 долл. внешнего долга и еще 10 478 долл. в виде процентов по нему.

По нашей просьбе журналист-международник А. КУВШИННИКОВ встретился с видным политическим и общественным деятелем Колумбии, бывшим послом этой страны в СССР Аполинаром Диасом КАЛЬЕХАСОМ и попросил его высказать свое отношение к проблеме.

КОРР. Господин Кальехас, Первый секретарь ЦК Компартии Кубы товарищ Фидель Кастро в интервью газете "Эксельсиор" подчеркивал, что все расчеты, все соображения экономического, политического, исторического и морального порядка "приводят к выводу о невозможности выплаты внешнего долга Латинской Америки". Не могли бы вы прокомментировать это высказывание?

КАЛЬЕХАС. Внешний долг Латинской Америки незаконен, аморален и несправедлив. С этим высказыванием Фиделя Кастро я полностью согласен. Дело в том, что колоссальная задолженность латиноамериканского региона, составляющая сейчас уже более 360 млрд. долл., образовалась главным образом в результате массовой утечки капиталов за границу. Транснациональные корпорации, которые занимают ключевые позиции в экономике этих стран, буквально откачивают прибыли.

Надо сказать, что перераспределению доходов в пользу империалистических держав способствует и действующий до настоящего времени международный финансовый механизм, навязанный развивающимся странам развитым Западом. Так, ни одна из стран, связанных договорами с Международным валютным фондом (МВФ), не может без его согласия (иными словами, без одобрения США) принимать суверенные решения относительно собственной валюты, например, изменить паритет национальной денежной единицы.

К росту внешнего долга развивающихся стран ведет и сама техника предоставления займов, которая представляет собой изощренную систему последовательных ловушек. Ее можно описать так: как только страна оказывается не в состоянии выполнить обязательства по долгу, ей дается "промежуточный кредит", который еще больше увеличивает задолженность. В результате уже сегодня латиноамериканские страны вынуждены тратить на погашение процентов по долгу от 2/3 до 4/5 доходов от своего экспорта.

Так выковывается бесконечная цепь долгового закабаления, инфляции и все больших лишений для народа. В качестве же "рецептов", руководствуясь которыми латиноамериканские страны якобы смогут преодолеть кризис, МВФ навязывает экономические программы, способные привести лишь к росту безработицы и инфляции, падению и без того нищенского жизненного уровня. Следовать этим "рекомендациям" МВФ - значит создавать почву для бесконечных государственных переворотов, подрывать процесс демократизации. Расчет МВФ прост: демократия не может укорениться в обанкротившейся стране.

Ко всем моральным, политическим и экономическим причинам, по которым не может быть выплачен внешний долг, добавляется еще и юридическая причина. В большинстве случаев он образовался при военных диктатурах, которые, управляя страной, отнюдь не консультировались ни с народом, ни с парламентом. Именно эти марионеточные правительства отдали континент под залог.

Таким образом, у латиноамериканских государств есть все законные основания, чтобы отказаться от выплаты внешнего долга на существующих ныне кабальных условиях.

КОРР. Очевидно, что проблема внешнего долга теснейшим образом связана с проблемой дальнейшей демократизации внутриполитической жизни в одних странах и восстановления конституционных гражданских правительств в других. Но это длительные и сложные процессы.

КАЛЬЕХАС. Есть и другой вполне реальный путь нормализации экономической обстановки.

Это прекращение сумасшедшей гонки вооружений, которую ничем нельзя оправдать. Если бы промышленно развитые государства договорились передать на нужды мирового развития хотя бы небольшой процент их расходов на гонку вооружений, развивающиеся страны могли бы решить большинство из тех социально- экономических проблем, которые стоят сегодня перед ними. Так, например, для погашения их долга достаточно всего лишь на 12% сократить мировые военные расходы.

Именно за такое развитие событий неоднократно высказывался Советский Союз. А между тем в таком подходе к решению проблемы прежде всего, казалось бы, должны быть заинтересованы США. Ведь именно американские банки являются основными кредиторами латиноамериканских и других развивающихся стран. В действительности же именно США и их союзники по НАТО блокируют предложения об отчислении части военных расходов в пользу развития. Американские официальные лица объясняют свое нежелание сократить расходы на производство вооружений тем, что это, дескать, поднимет уровень безработицы в США.

Ну хорошо, допустим, что американская администрация и вправду печется прежде всего о благополучии собственного народа и поэтому не желает свертывать гонку вооружений. Но ведь СССР выступил и с другой инициативой, на мой взгляд, гениально простой: прекратить испытания ядерного оружия. Это предложение уже наверняка не рождает никаких социальных проблем. Но США все равно отказываются принять его.

Все больше и больше людей в Латинской Америке начинает понимать, что мораторий на ядерные взрывы и другие советские мирные предложения создают реальную возможность остановить гонку вооружений, а значит, и освободить ресурсы, которые могут быть использованы в целях развития. Следовательно, именно СССР, а не США, протягивает латиноамериканским народам руку, способную вызволить их из плена нищеты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно