Примерное время чтения: 8 минут
114

АНАТОМИЯ ЛЖИ. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Как при помощи стереотипов обрабатывают молодых людей буржуазные пропагандисты

Западные пропагандисты пытаются выработать у молодежи своих стран определенный стереотип, определенное отношение к нашему, социалистическому обществу и к обществу западному: они делают все, чтобы в сознании молодых людей прочно засела мысль о том, что "Запад - это хорошо", "Восток - плохо".

Создание стереотипов - один из излюбленных методов западной пропаганды. Остановимся подробнее на самых типичных, самых устойчивых стереотипах, которые пропагандисты распространяют среди молодых, да и не только молодых людей, ведь стереотипы эти большей частью всеобщие.

Стереотип N 1. Перед молодыми людьми на Западе открыты самые богатые возможности.

Право, на Западе слишком часто толкуют о "счастливой жизни" молодого поколения; но, если это так, почему среди молодежи западных стран достаточно высокий процент тех, кто "счастливым" себя отнюдь не считает? Мы утверждаем это с полным основанием, так как в результате социологических исследований, проведенных среди молодых людей США, ФРГ, Франции, Японии, было установлено, что 40,2% из них не удовлетворены западным обществом (среди главных причин этого назывались безработица, отсутствие социальной справедливости).

Думается, не от хорошей жизни юноши и девушки на Западе стихийно объединяются в группы и группки ("панки", "бритоголовые", "роккеры") и, облачившись в экстравагантные лохмотья или нацепив на себя свастику и вооружившись, таким образом "протестуют" против западного общества - дикий, наивный, кустарный протест!

Думается, не от хорошей жизни все больше становится среди молодых людей не Западе наркоманов, преступников, самоубийц (так, согласно официальным данным, число самоубийств среди молодых американцев в возрасте до 24 лет за последние 30 лет утроилось).

Вот что говорилось по этому поводу в докладе генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра, посвященном Международному году молодежи: "Длительная безработица и вынужденное бездействие создают серьезные социальные проблемы у молодых людей. Они, вероятно, являются причиной, хотя и не единственной, растущей тенденции среди молодежи многих стран к злоупотреблению наркотиками и алкоголем, к депрессиям и совершению преступлений".

Стереотип N 2. В западном обществе установились отношения социального равенства: рабочий и предприниматель равны между собой.

В качестве иллюстрации этого приводятся следующие "убедительные доводы": на железных дорогах в настоящее время существует не четыре, как раньше, а только два класса; рабочие и предприниматели в воскресный вечер идут на один и тот же футбольный матч; при встрече на улице трудно отличить молодого мойщика окон от директора концерна - и тот и другой носят белые сорочки и могут похлопать друг друга по плечу. Вот что по этому поводу пишут западногерманские буржуазные теоретики: "Если рабочий и его босс наслаждаются одной и той же телевизионной программой и посещают одни и те же курортные места, если машинистка одевается так же, как и дочь ее хозяина, если они все к тому же читают одну и ту же газету, то такого рода ассимиляция означает исчезновение социального неравенства в нашем обществе".

Как видим, вся эта "аргументация" рассчитана на людей достаточно наивных, на тех, кто не знает жизни, в общем, на молодежь.

Да, действительно, предприниматель вполне может по-свойски назвать своего рабочего или служащего "коллегой" и похлопать его по плечу, но это еще не означает, что на следующий день он не пришлет ему уведомление об увольнении.

Да, действительно, рабочий и его босс могут читать одну и ту же газету, смотреть одну и ту же телевизионную программу, носить одинаковые белые сорочки, но это еще не означает, что по своему положению, жизненному уровню, заработку они друг от друга не отличаются.

Конечно, отличаются, и еще как! К примеру, в Великобритании в 1982 г. 28 директоров корпораций получали столько же, сколько 767 "средних" рабочих, - 27-кратный разрыв!

Или еще такие цифры из английской печати: квалифицированный рабочий получает в месяц в среднем 690 фунтов стерлингов *, тогда как директор промышленной фирмы - более 10 400 ф ст. в месяц (и это еще не предел: наиболее высокооплачиваемые директора получают вдвое большую сумму), не говоря уже о том, что, помимо "заработной платы", высший управленческий аппарат получает также огромные дивиденды, то есть доходы по акциям, как правило, своих же предприятий.

Как видим, доходы бизнесменов и простых тружеников между собой несравнимы; также резко отличается их жизненный уровень. Что бы там ни говорили западные пропагандисты, рабочий вряд ли поедет в отпуск на модный курорт, на котором ежегодно отдыхает семейство его босса: это ему не по карману.

* О том, какой набор жизненных благ может позволить себе на эту сумму английская семья, мы подробно рассказывали в "АиФ". 1985, N 43.

Стереотип N 3. Классовые антагонизмы исчезли; на смену классовой борьбе пришло социальное партнерство.

"Социальные партнеры" - это рабочие и предприниматели, труд и капитал. Буржуазные пропагандисты пытаются создать впечатление, что предприниматели такие же "честные труженики", как и рабочие, что и те и другие живут благодаря доходам предприятия, а значит, одинаково заинтересованы в успешном его функционировании и должны между собой "сотрудничать".

В учебнике "Экономическое обучение" для профессионально-технических школ ФРГ приводится в качестве иллюстрации следующий пример.

"Хорошо быть предпринимателем, - думает слесарь Михаэль, когда он в конце рабочей недели стоит, усталый и испачканный, у своего станка и видит сквозь окна цеха здание управления завода, где находится кабинет шефа. - Хорошо ему, работает немного, а зарабатывает много денег". В это же время предприниматель смотрит на часы. Еще пять минут, и рабочий день закончится... "Хотелось бы мне хоть раз пожить, как мои рабочие и служащие: провести целых два воскресных дня с семьей, посвятить их хобби и увлечениям". Затем он смотрит в свой исчерканный календарь. "Утром в субботу - посещение промышленной выставки, днем - совещание с налоговыми инспекторами. В воскресенье необходимо проконтролировать балансы предприятия, подготовиться к обсуждению кредитов с банками".

Хотя предприниматель из учебника и завидует слесарю Михаэлю, думается, вряд ли бы он согласился поменяться с ним местами - все же не такая у Михаэля благополучная жизнь, как то пытаются представить авторы учебника. Мы уже говорили о том, что зарплата рабочего несравнима с доходами предпринимателя (в скобках заметим, что зарплата - трудовой доход, тогда как прибыль создается в результате эксплуатации наемных рабочих). Денег, которые зарабатывает Михаэль - мы имеем в виду вполне реального Михаэля, рабочего-слесаря, - едва хватает ему самому и его семье (тем более что стоимость жизни в Западной Германии непрерывно растет).

Скажем и о том, что, вполне возможно, в один прекрасный день шеф укажет Михаэлю на дверь и тому придется пополнить 3,5-миллионную армию безработных.

Как видим, положение Михаэля и его шефа отнюдь не равноценное: слесарь находится в полной зависимости от предпринимателя. Понятно, что и равноправными партнерами они быть не могут.

Приведем еще один пример, на этот раз не из учебника. Некоторое время назад объявила себя банкротом компания "Крезо-Луар", одна из старейших и известнейших фирм Франции. В результате этого банкротства десятки тысяч ее рабочих и служащих оказались на улице и фактически были лишены средств к существованию, а астрономические долги фирмы - 7 млрд. франков - легли на французских налогоплательщиков, в то время как подлинные виновники банкротства, в том числе барон Эмпен, бывший владелец фирмы, остались в стороне. Вот и получается, что за своих "партнеров"-предпринимателей вынуждены расплачиваться простые люди, рабочие.

Чтобы отвлечь молодежь от классовой борьбы и забастовок, буржуазная пресса регулярно публикует материалы о "вредности" и "нецелесообразности" стачек. В некоторых капиталистических странах даже разработаны рекомендации по проведению среди молодых рабочих специальных занятий и семинаров о трудовых конфликтах и забастовках. Прежде всего, отмечается в этих рекомендациях, молодые люди должны осознать ущерб, который забастовки наносят обществу. Чтобы его избежать, работодатель и работники должны "сотрудничать" между собой; в противном случае к рабочим будут применяться дисциплинарные наказания, вплоть до увольнения (здесь старшие "партнеры" показали свое истинное лицо!).

Как видим, все усилия западных пропагандистов рассчитаны на то, чтобы помешать развитию классового сознания молодых людей, внушить им, что западное общество якобы самое лучшее, свободное, демократическое, процветающее, незыблемое, а заодно и помочь молодым в это общество вписаться. Однако эти попытки входят в противоречие с самой действительностью, которая убеждает молодежь, что на самом деле капиталистическое общество не может гарантировать ей основных жизненных прав.

Ю. АНТРУШИН, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно