Примерное время чтения: 11 минут
104

[Есть ответы] Ваши вопросы от 28.10.1985

По просьбе читателей "Аиф" мы приводим вопросы телезрителей и ответы на них руководителей министерств и ведомств, специалистов, принявших участие в очередной передаче Центрального телевидения из цикла "Проблемы - поиски - решения".

Судя по письмам читателей, передача понравилась. Она затрагивает злободневные вопросы совершенствования сферы услуг, и в ней может принять участие каждый, позвонив по одному из 20 телефонов, которые включаются в студии одновременно с началом передачи. Всего за полтора часа было получено 785 вопросов, в том числе более 300 от жителей практически всех городов страны, принимающих первую программу ЦТ. Сегодня мы знакомим читателей с наиболее характерными из этих вопросов.

В передаче участвовали: министр связи СССР В. А. ШАМШИН, первый заместитель председателя правления Центросоюза А. Г. ЯШИН, начальник сводного отдела социальных проблем народонаселения Госплана СССР В. К. МОСКАЛЕНКО, министр бытового обслуживания населения РСФСР И. Г. ДУДЕНКОВ, министр жилищно- коммунального хозяйства РСФСР В. И. ПОПОВ. Вел передачу политический обозреватель Центрального телевидения по вопросам внутренней жизни страны Л. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

***

Чем вызвано принятие Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и почему она ориентируется на развитие платных услуг? Не означает ли это, что мы отказываемся от принципа бесплатности?

МОСКАЛЕНКО. Люди старшего поколения хорошо помнят то время, когда сфера бытового обслуживания обеспечивала относительно небольшой круг услуг. А сегодня трудно даже перечислить все виды услуг, которые оказывает служба быта. В последнее время, например, стремительно растет спрос населения на садовые участки и их обустройство, на услуги пассажирского транспорта, связи и так далее.

И все же потребности населения в услугах растут явно быстрее возможностей службы сервиса. В результате в последние годы углубилась диспропорция между ними. В структуре товарооборота и услуг, как отмечалось в выступлении М. С. Горбачева в Ленинграде, 75%, если не все 80% денежных расходов населения покрываются сегодня за счет товарооборота. На услуги же расходуется значительно меньше, чем в ряде других стран.

Обеспечить ускоренное развитие службы сервиса, полнее использовать те возможности, которые предоставляет в этом отношении наша плановая социалистическая система хозяйствования, и призвана впервые разработанная в нашей стране Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

При этом принцип бесплатности основных видов социальных услуг остается неизменным. Это услуги в области здравоохранения, народного образования, профессиональной подготовки и т. д. То же самое относится и к частично оплачиваемым услугам - в детских дошкольных учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве и другим.

Однако с учетом возросшего платежеспособного спроса населения, потребностей, культурного уровня советских людей программа намечает опережающее развитие именно платных услуг, которые в большей мере могут удовлетворить личные интересы и индивидуальные особенности.

***

Что делается для совершенствования телефонизации? Как решается проблема обеспечения телефонами участников Великой Отечественной войны?

ШАМШИН. В январе этого года была опубликована программа телефонизации страны. В ней намечено за 15 лет обеспечить не менее 80% квартир в городах страны индивидуальными телефонами. По мере насыщения спаренные телефоны, несколько ограничивающие возможности этого вида связи, будут заменяться индивидуальными. И прежде всего у инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В этом направлении уже и сегодня делается немало. Только за 4 года пятилетки удовлетворено более 700 тыс. заявок.

Нужно отметить, что темпы телефонизации на селе значительно выше, - чем в городе. За 10 лет количество телефонов увеличилось более чем в 2 раза. Сейчас 94% колхозов и совхозов имеют АТС.

Вместе с тем известно, что в ряде районов страны вопросы обеспечения телефонной связью решаются с немалым напряжением. И в этом отношении в двенадцатой пятилетке будет сделан значительный шаг. В частности, в эти годы будет завершена телефонизация всех колхозов и совхозов. На селе работает 180 тыс. почтальонов. По инициативе винницких связистов они будут оказывать дополнительные услуги, то есть принимать плату за электроэнергию, телеграммы на дому и т. д. В целом за год они оказывают более 60 млн. услуг дополнительно к тем, которые, так сказать, положены связистам по штату.

***

Недавно было опубликовано постановление о порядке предоставления платных услуг предприятиями и организациями, для которых оказание таких услуг не является основной деятельностью. Что конкретно имеется в виду?

МОСКАЛЕНКО. Речь идет о широком круге промышленных предприятий, строительных, транспортных и других непрофильных организаций, которые могут оказывать услуги по ремонту жилья, строительству садовых домиков, гаражей и целый ряд других.

ДУДЕНКОВ. Силами только работников службы быта или коммунального хозяйства всех проблем не решить. Поэтому в новой пятилетке к работе будут привлечены министерства, для которых бытовые услуги не являются профильными. То есть каждое промышленное предприятие должно подумать, какие услуги оно может оказывать. Им будет разрешено тратить на это какое-то количество материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Это очень серьезное подспорье в решении поставленных - на двенадцатую пятилетку задач по более полному удовлетворению потребностей населения в различных видах бытового обслуживания, созданию условий для лучшей организации досуга, отдыха и быта трудящихся.

***

Что делается для расширения услуг сельским жителям?

ЯШИН. Основная роль в этом деле отводится потребительской кооперации. Уже сегодня она решила во многих областях очень важную социальную проблему: заменила домашнее хлебопечение промышленным. Сейчас на селе действует около 10 тыс. хлебозаводов и хлебопекарен.

Другой очень важной и постоянно расширяющейся формой услуг является закупка сельское хозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах граждан, а также оказание таких услуг, как доставка на дом строительных материалов, товаров и т. д.

В этом пятилетии на селе создано 12 тыс. приемных пунктов, в следующем - планируется создать еще более 10 тыс. Причем мы стремимся создавать в основном комплексные приемные пункты. В РСФСР, например, где 23 тыс. колхозов и совхозов, действует 26 тыс. комплексных приемных пунктов.

Но это еще не все. Надо эффективно организовать их работу. А это во многом зависит от помощи и заботы местных советских и хозяйственных органов. Тут есть на кого равняться. Хорошо поставлено дело в Алтайском и Краснодарском краях, Ярославской, Куйбышевской и Саратовской областях, Башкирской и Мордовской АССР.

***

Иногда приходится целый день сидеть дома в ожидании мастеров службы быта. Что делается для решения этой проблемы?

ДУДЕНКОВ. Прием и обслуживание заказчиков на дому являются для нас в общем-то сравнительно новой формой обслуживания, и здесь, конечно, еще не все отлажено. В частности, много нареканий вызывает ожидание мастеров по ремонту сложной бытовой техники. Но, думается, вполне по силам ограничить время ожидания двумя-тремя часами. Над этим мы сейчас активно работаем.

Еще недавно в Москве остро стояла проблема с ремонтом холодильников. После того, как была создана фирма "Бирюса", она практически решена. Сейчас до 80% ремонтов выполняется с вызовом на дом за один приход мастера. Есть и службы, которые принимают заказы на ремонт в воскресные и праздничные дни. Эта практика будет расширяться.

***

Как совершенствуется режим работы пунктов проката, парикмахерских, химчисток и т. д.?

ДУДЕНКОВ. Министерство разработало специальные рекомендации по режиму работы предприятий, приемной сети применительно к тому контингенту трудящихся, который мы обслуживаем. Ведь, скажем, режим работы предприятий в Иванове, где самая высокая занятость работающих женщин, должен отличаться от режима работы службы быта, допустим, в Кемерове. Но цель одна создать максимально удобный режим работы для тех, кого мы обслуживаем.

С учетом пожеланий трудящихся все большее количество предприятий службы быта работает в воскресные и субботние дни и с удлиненным рабочим временем.

***

От чего зависит начало отопительного сезона и с какого времени он начинается?

ПОПОВ. Прежде чем ответить на вопрос, небольшое пояснение. Вся территория РСФСР разбита на 3 зоны по готовности к осенне-зимнему отопительному периоду. Около 20 территорий должны быть подготовлены к 1 сентября - это Север, Сибирь, Дальний Восток. Свыше 40, в основном Центр, - к 15 сентября. И 11 регионов, областей и краев - с 1 октября.

Отопительный сезон может начаться и раньше, если суммарная среднесуточная температура становится ниже 8 градусов в течение 5 суток.

***

Через сколько лет производится ремонт коммунальных квартир? Кто должен оказывать помощь в ремонте кооперативных домов?

ПОПОВ. Это зависит от серии дома, от того, насколько качественно он был построен и как рачительно эксплуатировался. Но в среднем считается, что капитальный ремонт должен проводиться через 20 - 30 лет. Этот вопрос особенно волнует тех, кто живет в домах, построенных в начале 50-х годов. На их ремонт потребуются сотни миллионов рублей. Летом этого года было принято решение о мерах по реконструкции таких домов и создании необходимой, на современном уровне, комфортабельности для проживания в них.

Помощь в ремонте кооперативных домов оказывают организации жилищно- коммунального хозяйства по прямым договорам с кооперативами, а также строительные организации других министерств и ведомств. А ресурсы на эти цели должны выделять органы. Госснаба.

***

Во что обходится строительство и содержание жилья?

ПОПОВ. Стоимость квадратного метра строительства жилья в среднем по стране обходится государству примерно в 200 рублей, а содержание каждого квадратного метра у нас, в России, - более чем в 3 рубля (без учета затрат на капитальный ремонт). Мы же, как известно, платим 13,2 копейки. Подсчитайте, какую сумму доплачивает за нас государство.

***

Что делается для повышения качества телевизионного приема?

ШАМШИН. Вопрос этот волнует многих. Дело в том, что в связи с разновысотной застройкой городов в ряде микрорайонов создаются неблагоприятные условия для приема телевизионных передач. Надо сказать, что наша страна, пожалуй, первая в мире пошла по пути развития телевизионных систем с установкой коллективных антенн. Но по мере роста городов, увеличения разновысотности застройки в ряде микрорайонов эти системы уже не обеспечивают высокого качества приема. Поэтому в крупных городах ведется строительство кабельных систем, обеспечивающих надежный прием.

***

Планируется ли такая услуга, как прокат автомобилей?

ДУДЕНКОВ. Прокат автомобилей в свое время был организован в России, на Украине и в Прибалтике. Потом из-за очень высокого спроса на автомобили он был снят. В манящее время изучается вопрос о возобновлении проката автомобилей. Видимо, в следующей пятилетке он будет организован.

***

Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 гг. предусматривает коренное улучшение всех форм обслуживания населения, повышение его качества. Ведь сегодня, к сожалению, именно качество услуг, ограниченность их ассортимента, необязательность некоторых работников этой сферы вызывают нарекания трудящихся. Эта тема - одна из излюбленных тем у буржуазной пропаганды. При этом, как правило, делается такой вывод: проблему обслуживания в СССР способно, дескать, решить только частное предпринимательство и, разумеется, по западному образцу - то есть в пользу тех, кто имеет возможность больше заплатить за услуги. У нас другая задача - обеспечить доступность основных видов услуг для всех групп населения, для граждан с различным уровнем достатка и, конечно же, для особо нуждающихся в заботе и помощи со стороны общества - инвалидов, людей престарелого возраста, многодетных семей и др.

Сфера услуг на наших глазах становится все более важной отраслью народного хозяйства, все более полноправной составной его частью. Она постоянно расширяется, укрепляется ее индустриальная основа, совершенствуются организационные формы и методы работы.

Партия и государство уделяют ее развитию возрастающее внимание. В только что опубликованном проекте новой редакции Программы КПСС подчеркнуто, что благо советского человека, все более полное удовлетворение его постоянно растущих потребностей было и остается высшей целью ее экономической политики. А именно эта сфера - сфера быта, сфера услуг непосредственно воздействует на человека, на его работоспособность, нередко сказывается на его поведении в семье, в трудовом коллективе, в обществе. Служба быта с каждым днем активнее влияет на повышение производительности труда и эффективности производства, на ускорение всего социально- экономического развития нашего общества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно