aif.ru counter
39

"9-я СТУДИЯ". Разговор на злобу дня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 17/09/1985

В очередной телевизионной передаче на вопросы телезрителей ответил заведующий Отделом международной информации ЦК КПСС Л. М. ЗАМЯТИН. Вел передачу политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.

- Советский Союз выступил в последние месяцы с рядом важных предложений в области внешней политики. Однако американские руководители неизменно занимали отрицательную позицию. Чем это можно объяснить?

- В Соединенных Штатах есть мощные силы в верхних эшелонах власти, которые фактически не хотели бы допустить намеченной советско-американской встречи в верхах. Такие люди есть и в самом правительстве, и в конгрессе, и в военно-промышленном комплексе, который оказывает сейчас колоссальное влияние на администрацию Рейгана.

Среди этих сил есть три группы. Первая вообще против встречи в верхах. Ее возглавляют министр обороны К. Уайнбергер и его заместитель Р. Перл. Буквально каждый день они выступают с заявлениями подстрекательского характера, искажая советские мирные инициативы, настаивая на резком взвинчивании гонки вооружений.

Вторая группа в большей степени учитывает настроения американцев, общественное мнение в США. Она в принципе за переговоры, но любая договоренность на них, по словам, например, Макфарлейна, помощника президента по национальной безопасности, должна зависеть от поведения Советского Союза в различных районах мира и даже от внутренней политики СССР.

То есть ставятся предварительные условия, от нас требуют изменения политики. Эта группа, кстати, возглавляет сейчас комитет по подготовке встречи в верхах в Женеве.

Третья группа, близкая ко второй, - это в основном конгрессмены, представители крупного бизнеса, связанного с военной промышленностью, - не идет в лоб против встречи, но уже сейчас старается принизить ее в глазах общественного мнения США. От встречи, говорят они, надо ожидать результатов самых минимальных. Более того, встреча, мол, должна заняться не существом проблем, а лишь выработкой повестки дня будущих переговоров СССР и США на ближайшие, скажем, 10 лет.

Перед встречей в верхах в США не утихает враждебная пропаганда против нашей страны, которая пытается настроить американский народ в духе ненависти к советскому народу. Выдумывается всякая чепуха, вроде той, которую как сенсацию выбросило ЦРУ на телевизионный пропагандистский рынок, о том, что мы, мол, посыпаем химическим порошком американских дипломатов в Москве. Все средства массовой информации США в течение нескольких дней только об этом и говорили, отвлекая внимание людей от новых важных советских инициатив. А ведь сами американцы признали, что всё это блеф. Но блеф вредный, предназначенный для того, чтобы еще больше отравить отношения между США и СССР, создать неблагоприятную обстановку для подготовки встречи в верхах.

- Каждому разумному человеку ясно, что решение СССР ввести в одностороннем порядке мораторий на подземные испытания ядерного оружия - это акт доброй воли и хороший пример. Отказ последовать этому примеру не может не идти в ущерб престижу вашингтонских руководителей в глазах всего мира. И все-таки они осуществляют такой непопулярный курс. Почему?

- Отклоняя наше предложение, США заявили, что оно неприемлемо потому, что якобы нет достаточных средств контроля за выполнением такого соглашения. Аргументация совершенно несостоятельная. Вот пример. 17 августа США провели ядерные испытания под землей. Могу сообщить точные данные о них. Они проходили около Лас-Вегаса на глубине 300 м, сила взрыва была около 20 килотонн.

Не только Советский Союз, но и Швеция, Финляндия и, конечно, Соединенные Штаты располагают национальными средствами обнаружения ядерных взрывов, следовательно, система контроля существует, и дело не в этом.

Дело же в том, что США намерены совершенствовать свое ядерное оружие. В частности, они хотят в подземных испытаниях провести исследовательские работы по ядерной накачке химического лазера. А химический лазер нужен как раз для одного из элементов, которые по "стратегической оборонной инициативе" Рейгана будут размещены на околоземной орбите. Словом, не хотят США прекращения гонки ядерных вооружений.

- Авторы ряда писем просят остановиться на американской программе "звездных войн".

- Вашингтон называет ее "стратегической оборонной инициативой" и с фанатическим упорством проводит её в жизнь, считая, что её осуществление даст Соединенным Штатам военное превосходство над Советским Союзом.

Целью этой программы является создание системы противоракетной обороны для всей территории США, что противоречит стержневому положению советско-американского договора о противоракетной обороне 1972 г. Смысл этой системы сводится к тому, что, не сокращая ни одной единицы своих стратегических ракетно-ядерных средств первого удара, США хотят обеспечить себе возможность и упреждающего удара по советской оборонной системе.

Для этого создаются ударные космические вооружения и их элементы, которые должны быть размещены на космических орбитах, на специальных спутниках или площадках. Причем они могут стрелять и по наземным и по космическим объектам. То есть делается все, чтобы создать мощные, еще более опасные для мира новые виды оружия.

Как отметил Михаил Сергеевич Горбачев на встрече с американскими журналистами, мы не можем всерьез принять утверждение, будто "стратегическая оборонная инициатива" обеспечит неуязвимость от средств ядерного нападения и тем самым приведет к ликвидации ядерного оружия, как заявляет Рейган. Это, по мнению наших и многих американских специалистов, несбыточная фантазия, пустая мечта. Но этот проект, несомненно, подстегнет гонку вооружений на всех направлениях.

- Мы выступаем с требованием не допустить перенесения гонки вооружений в космическое пространство. А в ответ слышим: тонка вооружений в космосе - это давно свершившийся факт, милитаризация космоса началась с запуска первого советского спутника Земли...

- Это утверждение неверно от начала до конца. Размещение спутников на космических орбитах не означает размещения там какого-то оружия. Спутники ведут метеорологические и другие научные наблюдения, а также осуществляют оценку возможности ракетного нападения на территорию государства. Спутники не несут оружия, они не стреляют ни по космосу, ни из космоса по Земле. Сейчас же американцы выводят в космос ударное оружие. Большая разница.

- Скоро в Нью-Йорке открывается 40-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Она знаменательна тем, что совпадает с 40-летием создания ООН, с 40-й годовщиной Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом. Организация Объединенных Наций была создана как инструмент поддержания мира. А между тем нередко в адрес этой организации раздаются обвинения в ее недостаточной эффективности...

- ООН не принимает обязательных решений, но сам обмен мнениями, выдвижение предложений, направленных на прекращение конфронтации, на обуздание гонки вооружений, имеют большой смысл в плане активизации и роста влияния общественного мнения в мире. Например, на прошлой сессии подавляющим большинством голосов было принято 72 резолюции, направленных на укрепление мира, на прекращение гонки вооружений. Мы идем на предстоящую сессию с новым предложением об освоении космического пространства в условиях его немилитаризации. Наша инициатива рассчитана на объединение усилий всех государств в деле мирного использования космоса и применения космической технологии для решения экономических и социальных задач народов. Мы предлагаем даже создать международную организацию по мирному использованию космоса.

- В печати все чаще появляются сообщения о разногласиях между США и их западноевропейскими партнерами по НАТО. В то же время Вашингтону удается добиваться поддержки своих важных политических акций со стороны Западной Европы. Так что же сейчас преобладает в американо-западноевропейских отношениях - разногласия или стремление к единству?

- Нельзя забывать известную ленинскую формулу о том, что в мире капитала действуют две противоположные тенденции - разъединительная, центробежная, ведущая к усилению противоречий, и объединительная, центростремительная, та, что делает неизбежным союз всех империалистов. Общность стратегических классовых целей остается и сегодня. Она является цементирующей базой всего сообщества ведущих капиталистических стран. С другой стороны, действуют факторы, которые не могут не усилить противоречия между капиталистическими странами. К их числу можно прежде всего отнести экономический фактор. США, например, в последние годы пытаются решать свои трудности в экономической области за счет интересов своих западноевропейских союзников.

Государственный долг США достиг примерно 2 трлн. долл. Сороковой президент США набрал в долг больше, чем все 39 президентов до него, и 40% этого долга составляет долг Западной Европе.

А вместе с тем США хотят задавить Европу как своего конкурента, захватывают рынки, закрывают рынки для европейских государств. То есть растут межимпериалистические противоречия, и от этого уйти никуда нельзя, хотя последние годы научили империалистические государства находить какие-то рычаги балансирования этого процесса, в частности через трансатлантические монополии.

Однако не только экономические вопросы вызывают противоречия. Так, программа "звездных войн" встречается в Западной Европе отнюдь не с аплодисментами. Лидеры западноевропейских стран понимают, что американцы хотят создать утечку научных умов из Западной Европы в США для решения поставленных проблем, а также привлечь западноевропейские частные монополии для финансирования этих дорогостоящих программ, а с другой стороны, неизвестно, к чему приведет размещение американского космического оружия над Европой. Она может оказаться в зоне военных действий. Потому-то многие государства выступают против "звездных войн". Вашингтон же давит на своих союзников экономически и политически, добиваясь решения этого вопроса в свою пользу.

- Каково нынешнее состояние советско-китайских отношений?

- Наша позиция по вопросу советско-китайских отношений не раз была раскрыта в выступлениях М. С. Горбачева. Он сказал, что время показало обеим сторонам, что от разобщенности и тем более недружелюбия, подозрительности не выигрывает ни одна из сторон, а добрососедское сотрудничество вполне возможно и желательно. Мы со своей стороны намерены активно способствовать тому, чтобы негативная полоса в советско- китайских отношениях, породившая немало искусственных наслоений, была полностью преодолена.

Что сделано за последнее время? Успешно завершились советско-китайские торговые переговоры. Торговое соглашение на период до 1990 г. предусматривает расширение взаимных поставок и постепенный ежегодный рост объема торговли. Подписано соглашение об участии СССР в реконструкции и строительстве промышленных объектов в КНР. Есть целый ряд других вопросов, связанных с областью торговли и экономического сотрудничества, которые постепенно решаются.

Активизируется парламентский обмен. У нас побывала делегация Всекитайского собрания народных представителей, в ближайшее время в Китай едет делегация Верховного Совета СССР. Укрепляются и расширяются спортивные и культурные связи.

Было бы неверно не упомянуть политические переговоры с КНР. Скоро начнется 7-й раунд этих переговоров в Пекине. Мы хотели бы подвести под наши отношения конкретную юридическую и политическую базу. Например, подписать двусторонние документы, которые фиксировали бы долгосрочные основы взаимоотношений двух стран, их основные политические намерения.

Китайские представители - они об этом сами говорят сейчас в печати, в официальных выступлениях - ставят предварительные условия: устранение "трех больших препятствий". Это означает, что китайская сторона считает, что, прежде чем начать обсуждать вопрос о советско-китайских отношениях, надо выполнить три условия, которые касаются отношений СССР с Афганистаном, с Вьетнамом и Кампучией, с Монголией. Но ведь это наши отношения с третьими странами, а не с Китаем. Мы же не ставим вопрос об отношениях Китая с США, ФРГ или Францией. Эти условия тормозят продвижение политических переговоров, но мы не теряем надежды.

- Есть ли какие-либо изменения в политическом курсе Албании после смены руководства в этой стране?

- В политической области новых веяний пока не чувствуется. В публичных выступлениях руководителей повторяется все то же утверждение об ответственности двух "сверхдержав" за обострение обстановки в мире, о "равной ответственности" СССР и США за гонку вооружений.

Но вот в экономической области страна сейчас переживает определенный этап исправления недостатков. Преодолевая неблагоприятные последствия экономической самоизоляции от всего внешнего мира, албанские представители налаживают торгово- экономические связи с соседними странами - Грецией, Турцией, Италией. Недавно было объявлено о контактах между Албанией и Францией.

Что касается советско-албанских отношений, то мы готовы пойти на их нормализацию. Но пока что албанское руководство придерживается линии, выработанной прежним руководством, в одностороннем порядке прервавшим наши связи.

- Как можно сейчас оценить международную обстановку?

- Сейчас настал момент, когда США и СССР надо попытаться договориться. Надо вести переговоры по конкретным проблемам, главное - по проблемам, связанным с обеспечением безопасности и мира. Мы понимаем всю остроту наших отношении с Соединенными Штатами. Мы понимаем большую разницу в наших подходах к решению проблем. Но история показывает, что даже в самый напряженный момент можно договориться по конкретным важным вопросам.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы