aif.ru counter
43

[Есть ответы] Ваши вопросы от 09.09.1985

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/1985

Как решается проблема погашения задолженности Польши Западу?

С. Хохрин, Соликамск

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПНР правительствам и банкам западных государств до сих пор представляет достаточно серьезную проблему. В мае этого года, как сообщает газета "Трибуна люду", она в целом составила 27,4 млрд. долл. Однако, надо сказать, сумма была бы значительно меньше, если бы Запад не мешал нормализации экономического положения в этой стране. Администрация Рейгана, а под ее нажимом и другие страны НАТО в 1981 - 1982 гг. приняли дискриминационные меры против Польши.

США прямо или косвенно способствовали падению спроса на многие товары польского экспорта, в том числе на уголь. Всего же различного рода "санкции", предпринятые Западом в отношении Польши, принесли ей, по оценкам польских экономистов, ущерб не менее чем на 15 млрд. долл. Это вдвое превышает стоимость экспорта Польши в страны Запада в 1983 г. и составляет более половины ее сегодняшнего долга в твердой валюте.

В том, чтобы были устранены все препятствия усилиям Польши расплатиться с большей частью долгов, заинтересовано не только польское правительство. Как писала газета "Трибуна люду", это отвечает интересам и кредиторов Польши, которыми являются 17 стран, входящих в так называемый "Парижский клуб". "Нынешняя тупиковая ситуация, - отмечала английская газета "Гардиан" два года назад, - наносит европейским банкам гораздо больший ущерб, чем американским (на долю последних, кстати, приходится всего лишь незначительная часть кредитов, полученных странами СЭВ на Западе в 70 - 80-х годах. - Ред.). Если бы не вмешательство Вашингтона в дела стран ЕЭС, большинство правительств этих государств давно бы сделали по-своему, т. е. связались с польскими властями и прозондировали почву относительно отсрочки погашения долга".

В конечном счете кредиторы Польши именно так и поступили. После сложных, продолжавшихся два года переговоров стороны пришли к соглашению, что сроки платежей переносятся на период после 1991 г.

Однако, подчеркивает "Трибуна люду", это отнюдь не означает, что проблема задолженности снята с повестки дня. Чтобы сдержать дальнейший рост долга, Польша должна выплатить 2,2 млрд. долл. процентов. Кроме того, еще предстоит провести двусторонние переговоры с каждым из кредиторов о переносе платежей в целом на сумму в 5,1 млрд. долл., приходящихся на текущий год.

"Трибуна люду" также указывает на то, что, несмотря на определенное улучшение ситуации (оно вызвано ростом объема производства в стране и, как следствие, увеличением объема польского экспорта), для полного решения проблемы задолженности необходимы новые значительные усилия по ускорению темпов развития народного, хозяйства, улучшению структуры экспорта и качества экспортных товаров, ликвидация еще действующих "санкций". Так, в прошлом году положительное сальдо внешнеторгового баланса Польши составило 1,5 млрд. долл. А для погашения лишь платежей по процентам с общей суммы долга необходимо, чтобы поступления от экспорта ежегодно превышали затраты на импорт не менее чем на 2,5 - 3 млрд. долл.

Если будет выполнено это условие, то, по прогнозам Польского национального банка, стабилизация задолженности должна произойти в 1990 - 1991 гг. В соответствии с календарем погашения задолженности, начиная с 1991 г. Польша обязалась ежегодно выплачивать Западу по 5 - 6 млрд. долл. Порядок платежей каждому кредитору будет определяться в ходе двусторонних переговоров.

***

Хотелось бы узнать, есть ли разница между национальным богатством СССР и стран Запада.

В. Урусов, Мурманск

В НАЧАЛЕ давайте разберемся, что же такое национальное богатство. Если сформулировать коротко, это совокупность материальных благ, которыми располагает общество. В состав национального богатства входят основные и оборотные производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, топливо и т. д.), фонды обращения (запасы готовой продукции), резервы и страховые запасы, непроизводственные фонды, личное имущество населения.

Важной составной частью национального богатства являются природные ресурсы страны: залежи полезных ископаемых, земли, леса, воды и т. д.

В зависимости от способа производства национальное богатство находится в собственности всего общества или отдельных его классов, групп и лиц. При социализме национальное богатство принадлежит всему народу, то есть является государственной собственностью, а также собственностью колхозов и кооперативов, а личное имущество находится в личной собственности трудящихся.

СССР обладает огромным национальным богатством. Приведем несколько сравнительных данных: в 1966 г. национальное богатство нашей страны составляло 1 трлн. руб., в 1975 г. увеличилось вдвое, а в 1982 г. - втрое. В 1984 г. национальное богатство СССР составило 3,4 трлн. руб. Основные фонды, включая скот, в настоящее время достигают 2,22 трлн. руб., из них производственные составляют 1,49 трлн. руб., непроизводственные - 0,73 трлн. руб.

Существенно увеличилась стоимость домашнего имущества населения, что ярко свидетельствует о повышении благосостояния народа. Его доля па конец 1984 г. составила около 1/5 национального богатства страны.

На Западе подавляющей частью национального богатства владеют эксплуататорские классы. Рост национального богатства, происходящий в результате накопления капитала, неизбежно связан с обнищанием трудящихся масс. Так, по официальным данным, за чертой бедности в США пребывает 35 млн. человек - 15% населения, в странах ЕЭС - около 30 млн. человек - 13% населения.

В то же время 5% населения Соединенных Штатов Америки владеет 53% национального богатства, в Англии 1 % власть имущих принадлежит более четверти национального богатства, 60% национального богатства владеют 10% французских семей, а в ФРГ в руках 1,7% населения находится три четверти национального богатства страны.

Как видим, между национальным богатством стран социализма, в частности СССР, и капитализма имеется существенное различие, обусловленное прежде всего способом производства, общественным строем.

***

Разъясните, пожалуйста, почему День Победы отмечается на Западе 8 мая, а у нас - 9 мая. Почему наши союзники по антигитлеровской коалиции, внеся гораздо меньший вклад в разгром фашистской Германии, первыми объявили о капитуляции гитлеровских войск?

В. Лютиков, Рига

На вопрос отвечает доктор исторических наук С. ВИСКОВ.

В КОНЦЕ апреля - начале мая 1945 г., когда Советская Армия в упорных боях завершала уничтожение военной машины фашистского рейха, немецкие войска на Западном фронте спешили капитулировать целыми армиями перед англо-американскими войсками. В те дни, когда советские солдаты штурмом брали последние укрепления в логове фашистского зверя, в Реймсе, в штаб-квартире главнокомандующего англо- американскими войсками генерала Д. Эйзенхауэра, велись лихорадочные переговоры с фашистскими генералами, спешившими сюда с предложениями о сепаратной капитуляции немецких войск.

Союзники еще в 1944 г. подготовили совместно текст акта о безоговорочной капитуляции Германии. Документ этот был одобрен правительствами СССР, США и Англии, а впоследствии и Франции.

Но в Реймсе, в штаб-квартире Эйзенхауэра, был подготовлен иной текст акта о капитуляции, принципиально отличавшийся от ранее принятого всеми союзниками. Это была инициатива начальника штаба экспедиционных войск генерала В. Смита при активном участии У. Черчилля.

Суть изменений заключалась в том, что в акте предусматривалась капитуляция только вооруженных сил фашистского рейха и не делалось никаких политических оговорок, не оговаривалось право и намерение союзников предъявить дополнительные требования, прямо не вытекающие из чисто военной капитуляции армии. Тем самым Германия ускользала от необходимости сдаться на милость победителей, т. е. согласиться на полную, безоговорочную капитуляцию.

Но замысел с изменением текста акта о капитуляции в конечном счете не удался. Запротестовал американский посол в Лондоне Вайнант, узнавший об этом в последний момент. В своем сообщении госдепартаменту США он обратил внимание властей в Вашингтоне на то, что появление подобного сепаратного документа, взамен согласованного между союзниками, нанесет удар по сотрудничеству США с СССР, стимулирует разногласия между союзниками на заключительном этапе войны.

Не умаляя факта вмешательства Вайнанта, следует отметить, что по этому вопросу высказал свое определяющее мнение Советский Союз.

В конечном итоге в текст акта о капитуляции, подготовленный в Реймсе, были внесены принципиальные изменения: включена новая, 4-я статья, обусловливавшая право союзников заменить данный акт о капитуляции любым другим документом, с предъявлением Германии любых таких требований, которые могут быть сочтены союзниками необходимыми.

Хотя в акте, подписанном в Реймсе 7 мая 1945 г., и была сделана оговорка, что капитуляция немецких вооруженных сил осуществляется как на Западном, так и на Восточном фронтах, по своей политической сущности церемония в Реймсе явилась неблаговидной попыткой Черчилля и его американских единомышленников представить западные державы в роли главных победителей над фашистской Германией и принизить решающую роль СССР в разгроме военной машины фашистского рейха.

Как писал С. М. Штеменко, И. В. Сталин заявил, что соглашение в Реймсе больше похоже на нехороший сговор. "Выходит, что перед нашей страной капитуляции не происходит, и это тогда, когда именно мы больше всего потерпели от гитлеровского нашествия и вложили наибольший вклад в дело победы, сломав хребет фашистскому зверю". Сталин настаивал, чтобы капитуляция была подписана именно в Берлине, откуда пришла фашистская агрессия. "Пусть ее подпишет кто-то из главарей бывшего фашистского государства или целая группа нацистов, ответственных за все их злодеяния перед человечеством". Советский Союз настоял на том, чтобы считать Реймский акт предварительным протоколом о капитуляции Германии, а генеральный акт о безоговорочной капитуляции подписать в столице поверженного рейха. США и Англии пришлось принять это требование. По настоянию Советского правительства акт безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил совершился в полночь 8 мая в Берлине.

Черчилль и Трумэн, пытаясь получить некоторый политический выигрыш, поспешили объявить об окончании войны 8 мая 1945 г., раньше, чем мог это сделать Советский Союз. Это было бесчестно с их стороны: ведь они объявили о полной победе, когда советские солдаты еще сражались и умирали за общее для союзников дело.

***

Как сообщалось, в Вашингтоне объявлено о намерении провести в ближайшее время летные испытания комплекса АСАТ по реальной цели в космосе.

Расскажите, пожалуйста, что представляет собой этот комплекс.

М. Андреев, Астрахань

ПРОТИВОСПУТНИКОВЫЙ авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения искусственных спутников Земли (ИСЗ) на низких орбитах - до 1 тыс. км. Комплекс включает самолет-носитель на базе модернизированного истребителя F-15 и подвешенную под его фюзеляж двухступенчатую ракету.

Ракета несет малогабаритный снаряд-перехватчик, имеющий несколько десятков небольших двигателей, инфракрасную систему наведения, систему ориентации на базе лазерного гироскопа и мини-ЭВМ. Наведение снаряда-перехватчика осуществляется по тепловому излучению искусственного спутника Земли.

Процесс перехвата спутника-цели комплексом АСАТ, судя по сообщениям американской печати, в общих чертах представляется так. По команде с наземного центра управления самолет-носитель с противоспутниковой ракетой поднимается на высоту 15 - 20 км и выводится в расчетную точку пуска. Большинство операций по подготовке к пуску ракеты выполняется самолетной ЭВМ. После отделения от самолета-носителя ракета с помощью собственной бортовой системы управления выводится в расчетную точку пространства.

К концу работы второй ступени ракеты начинают функционировать системы самонаведения по инфракрасному излучению спутника-цели и обеспечения стабилизации снаряда-перехватчика в полете. В момент отделения перехватчика ведущие обзор пространства инфракрасные датчики захватывают цель. Далее система самонаведения обеспечивает прямое попадание перехватчика в спутник-цель и его поражение.

Разработка этого комплекса началась еще в 1977 г. В 1984 г. в США уже были проведены два испытания комплекса АСАТ. Пуски пакет проводились в расчетную точку без поражения мишени. Теперь же Соединенные Штаты намерены испытать систему противоспутникового оружия по реальной цели в космосе. В качестве конкретной цели выбран находящийся на орбите американский спутник, прекративший активное существование.

В этом году намечается осуществить еще два испытания комплекса АСАТ - уже с использованием специальных ИСЗ-мишеней, заблаговременно выведенных на низкую орбиту. Данным испытаниям намечается придать еще более ярко выраженную провокационную направленность. На это указывает тот факт, что используемые шарообразные спутники-мишени будут, по данным американской печати, обладать возможностями имитировать характеристики теплового (инфракрасного) излучения, присущего советским ИСЗ различного назначения.

То, что сейчас США планируют испытать уже второе поколение противоспутниковых средств, каким является система АСАТ, чревато серьезными последствиями. По существу речь идет об испытании некоторых элементов ПРО космического базирования - в частности, ударного космического оружия.

"Видимо, кто-то в США подумал, что появилась возможность обогнать нас, прижать Советский Союз, - заявил товарищ М. С. Горбачев во время беседы с американскими журналистами. - Но это - иллюзия. Не удавалось это в прошлом, не удастся и теперь. Ответ, и притом вполне адекватный, мы найдем". Вашингтону не удастся сломать существующий военно-стратегический паритет.

Как сообщалось в Заявлении ТАСС, в случае проведения Соединенными Штатами испытаний противоспутникового оружия по цели в космосе Советский Союз будет считать себя свободным от одностороннего обязательства о невыводе в космос противоспутниковых средств. Вся ответственность за дальнейшее развитие событий целиком ляжет на американскую сторону.

Ответы подготовили: В. ГАНИН, Л. ДУБРОВИНА, В. ПЕТРОВ.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы