51

СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА. Не зная истории - историю не сделать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 13/08/1985

Польский еженедельник "Жечивистость" опубликовал статью, в которой раскрывается суть враждебных выступлений некоторых польских духовных лиц, стремящихся опорочить социалистический строй.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК, в частности, отмечает, что, несмотря на призывы властей прекратить антипольскую деятельность и неодобрение этой деятельности верующими, во многих костелах католические проповедники, преисполненные вражды к польской общественно политической системе, продолжают выступать с открытыми нападками на народную власть, государство, его законы и принципы деятельности. При этом церковные деятели пытаются убедить верующих в том, что они якобы не вмешиваются в политику.

Что же это, как не политика?

Опровергая эти утверждения, "Жечивистость" ссылается на ксендза Нагурского, который выступал с проповедью в костеле иезуитов в Люблине. Он, на пример, так обратился к своей пастве: "...Испытываю боль, когда вы, братья и сестры, позволяете поймать себя в ловушку коммунистической пропаганды, когда вы верите тому, что духовные лица вмешиваются в политику...". Он пытался внушить верующим, что ксендзы занимаются "только вопросами веры". Под "верой" Нагурский, по всей вероятности, имел в виду предпринятые им тут же нападки не только на "безбожный социализм", но и на верующих, которые "недостаточно громко выступают против этой безбожности".

Другой ксендз. Чума, в этом же костеле поучал верующих: "...Мы должны так строить наше божье королевство, чтобы никому даже не приснилось слово "социализм", чтобы никто не употреблял этого слова, чтобы оно исчезло из обихода как несуществующее". Он призывал "к встряске, которая принесет гибель социалистической идеологии".

Что же это, как не политика, спрашивает еженедельник. Не надо быть особо искушенным в этом вопросе, подчеркивается далее, чтобы доедаться, что польские ксендзы уже перешагнули границы теоретико-политической, дискуссии и открыто занимаются выразительным и недвусмысленным, подстрекательством, которое не потерпели бы да же наиболее либеральные власти любой страны с любой политической системой. Подобные действия, говорится в статье, могут и должны быть наказаны согласно законодательству. Однако авторы при веденных здесь и других, аналогичных выступлений почему то надеются на полную безнаказанность.

Один из аргументов, выдвигаемых ксендзами в проповедях против существующею в Польше строя, в тех самых проповедях, которые превратились в призывы к неповиновению законной народ ной власти, - это якобы угроза религии со стороны государства. В доказательство ксендзы жалуются на то, что им не раз решают устанавливать кресты в государственных учреждениях. При этом они нарочно замалчивают тот факт, что церковь в Польше отделена от государства, что уже давно стало повсеместной практикой в большинстве стран Запада.

Да и как вообще можно говорить о преследовании религии в государстве, в котором возводятся сотни новых костелов, и часовен, дополнительно создается целая сеть приходов, пишет далее "Жечивистость". Что это за угроза религии, когда в Польше ксендзов, монахов и монашек больше, чем в любой другой европейской стране, когда количество церковных печатных изданий в Польше в течение последних нескольких лет удвоилось (см. статью "Ксендзы и политика", "АиФ", 1985. N 13). Почему же ксендзы не говорят об этом с амвона?

Руководствуясь антисоветизмом

И все-таки опасность для католической церкви в Польше существует. Она, говорится в статье, выражается в отсутствии чувства ответственности и патриотизма у некоторых церковников, которые провоцируют верующих каждой своей проповедью. В частности, вышеупомянутый Нагурский в одной из своих проповедей уделил большое внимание личности Пилсудского. Ксендз представил его как создателя независимой Польши, как "человека железных принципов, поборника свободы, патриота". Однако Нагурский забыл о том, что еще во время похорон Пилсудского краковский епископ протестовал против его захоронения на Вавельском холме в Кракове. (Спустя два года после того, как Пилсудский все-таки был захоронен в краковском Вавеле, его прах был удален из королевской усыпальницы и перенесен в другую. -Ред.)

Сегодняшняя любовь к Пилсудскому со стороны как светской оппозиции, так и духовенства, объясняется тем, что при всех своих чертах характера, убеждениях, принципах и политических взглядах, которые до сих пор оцениваются далеко не однозначно самими "почитателями" покойного диктатора, одна черта этого человека оставалась неизменной - ненависть к Советской России, к социализму. И ксендз Нагурский даже не скрывает, что именно это качество более всего импонирует ему в Пилсудском. Вот что говорит ксендз в своей проповеди: "Это был человек, который изгнал врага и, преследуя его, дошел до самой Москвы..."

В связи с этим заявлением "Жечивистость" указывает на то, что ксендз не знает истории. Пилсудский не дошел до Москвы, даже не пытался этого сделать, поскольку понимал всю нелепость и абсурдность подобной авантюры. А не остался он на захваченных советских землях потому, что этого ему не позволила сделать Красная Армия. Об этом можно прочесть в любом учебнике истории для общеобразовательных школ. Причем не только в современных, но и в тех, что выпущены до второй мировой войны.

Вполне понятно, почему Нагурский и ему подобные проповедники искажают в своих выступлениях хорошо известные факты прошлого и современности, заключает "Жечивистость". Однако их старания направить Польшу по тому пути, который ведет к катастрофе, напрасны. Слишком дорогой ценой заплатил польский народ за свою сегодняшнюю независимость и свободу, чтобы так просто отказаться от них в угоду внутренней и внешней реакции.

* * *

Богослужение под звуки военных маршей

14 июля этого года во Вроцлавском воеводстве в костеле местечка Барда-Шленска состоялось богослужение на немецком языке, сообщает польский еженедельник "Справы и людзе". В нем участвовали туристы из ФРГ, а также польские граждане из Опольского воеводства.

Во время этого богослужения, как всегда, играл орган. А в помощь ему был приглашен оркестр местной добровольной пожарной команды, который исполнял... немецкие военные марши!

В связи с этим главный редактор еженедельника Ю. Бартош пишет: "Факты убедительно свидетельствуют о том, что подобные действия в католической церкви полностью отвечают реваншистским, антипольским попыткам обосновать западногерманский тезис о "существовании в Польше немецкого меньшинства". Богослужение в местечке Барда Шленска соответствует духу речей известного реваншиста Г. Хупки и канцлера ФРГ Г. Коля. Не подлежит сомнению, что подобные богослужения организуются для того, чтобы подтвердить надуманный тезис о "присутствии немецкого духа в Польше", особенно на тех территориях ПНР, которые с огромным трудом были возвращены польскому государству. Такие действия - безответственный, пагубный шаг с национальной точки зрения".

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы