Примерное время чтения: 7 минут
279

ИСКУССТВО. Современен ли наш балет?

Советская балетная школа оказывает большое влияние на развитие хореографического искусства в мире. Однако в последнее время кое-кто на Западе ставит под сомнение позитивную роль советского балета. Этот и другие вопросы поднимаются в беседе нашего корреспондента Е. Надеждиной с заведующим балетной труппой Большого театра Союза ССР Э. ВОЛОДИНЫМ.

КОРР. Эрик Георгиевич, буржуазная пропаганда пытается всячески очернить советское искусство. В частности, на Западе утверждают, что советский балет устарел и утратил популярность у широкой публики. Так ли это? Действительно ли советский балет перестал быть современным? Не пора ли в таком случае отвести классическому танцу вспомогательную роль, предоставив главную - танцу-модерн?

ВОЛОДИН. Эти вопросы в большей степени волнуют именно представителей буржуазной пропаганды, нежели серьезных специалистов. Проблема же современности в балете стоит не более актуально, чем в других видах искусства. Но ее периодически намеренно "подогревает" кое-кто на Западе, особенно в моменты, когда классический танец добивается очередных успехов, как это было на недавно завершившемся V Московском международном конкурсе артистов балета. Нередко в подобного рода кампаниях используют бывших советских танцовщиков, оказавшихся на Западе, которые сами, по признанию газет, в основном выступают в партиях классического репертуара, поскольку современной публике такой балет по душе.

Советский балет современен вне всякого сомнения. Возьмем хотя бы недавние гастроли труппы Большого театра в ФРГ. Отправляясь в эту страну, мы очень беспокоились, как встретят западногерманские зрители наш спектакль "Золотой век" на музыку Д. Д. Шостаковича. Ведь в этом балете есть все те атрибуты, которые буржуазная пропаганда называет "красной агитацией". Однако наши опасения не оправдались. В статьях серьезных специалистов и журналистов были такие эпитеты, как "современный", "модерн", отмечалась новизна пластических средств.

КОРР. Но, как известно, пресса- это еще не все...

ВОЛОДИН. Да. Главный судья - публика. И она, эта публика, оценила работу балетмейстера Ю. Григоровича: высочайший уровень современной хореографии. Я подчеркиваю- современной, при том, что все танцы поставлены на классической основе, по законам традиционной русской балетной школы. Профессионалы прекрасно знают, что там, где есть такая основа, такая школа, можно смело ставить любой, самый модернистский балет.

Классика бессмертна. Мы подготовили для заключительного концерта в Лужниках, посвященного XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, второй акт из балета "Лебединое озеро", который синхронно на пяти площадках исполняли ведущие артисты Большого театра. Это было впечатляющее зрелище. Представители молодежи всего мира встретили нашу постановку шквалом аплодисментов.

Так что классику рано отправлять "на пенсию", она - тот фундамент, на котором стоит современный советский балет.

КОРР. О современности советского хореографического искусства очевидно свидетельствует и успех наших танцовщиков на V Московском международном конкурсе, в программу которого в качестве обязательного номера входило хореографическое произведение на современную тему. Все 12 советских участников конкурса выступали в заключительном третьем туре, многие получили награды. Однако, быть может, мнение жюри было предвзятым? Ведь среди тридцати трех членов жюри было девять советских деятелей балета...

ВОЛОДИН. Насколько я помню арифметику, 9 - это менее чем одна треть от 33. Так что дело не в количественном соотношении членов жюри, а в таланте, выразительности, высокой технике танца, которые жюри оценивало независимо от того, какую страну представлял танцовщик. Блестяще выступил на конкурсе и завоевал золотую медаль 18-летний Хулио Бокка из Аргентины. Серебряных и бронзовых медалей удостоены танцовщики из США, Чехословакии, Франции, КНР, Австралии, Японии.

Однако советские артисты выделялись - как единодушно отмечали специалисты, в том числе из стран Запада, - своим профессионализмом, культурой танца, вкусом. Это не только виртуозные прыжки и вихреобразные вращения, которыми наши танцовщики владеют в совершенстве. Это и умение носить театральный костюм, и благородство самой манеры поведения артиста на сцене, и даже то, как танцовщик выходит на поклон.

Что же касается хореографических номеров на современную тему, то жюри выделило четыре работы советских балетмейстеров - "Сердце Петрушки" И. Вельского, "Мыслитель" В. Воккадоро, "Тристан и Изольда" В. Усманова и "Маугли" Б. Мягкова. Это большой успех.

Есть у нас, конечно, и нерешенные проблемы, перед нашими хореографами стоят серьезные задачи. Ощущается, например, явный недостаток современной советской тематики, а также дефицит работ молодого поколения балетмейстеров.

КОРР. Труд советских педагогов, их соратников и учеников вывел на профессиональный уровень классический балет во Вьетнаме, КНДР, Китае, Японии, в странах Латинской Америки, то есть там, где, по сути дела, пришлось начинать с нуля. Тем не менее, не лучше ли концентрировать усилия наших педагогических кадров на решении задач отечественного балета?

ВОЛОДИН. Возможно, что нам было бы проще заниматься только своими проблемами. Но их решению в определенной мере способствует то, что и мы можем почерпнуть что-то для себя полезное из выступлений зарубежных артистов. К тому же мы не можем не сознавать своей ответственности за судьбу классического балета во всем мире.

Я много лет проработал за границей. Это далеко не легкий труд, непривычные условия жизни и работы, порой тяжелый климат. На прошлом Московском конкурсе мой ученик Янис Пекиерис из Венесуэлы получил золотую медаль. Спустя четыре года, во время гастролей Большого театра в ФРГ, я снова встретил Яниса. Он сказал мне, что благодаря успеху на Московском конкурсе, на родине для него открылись двери лучших театров. А что это значит для молодого артиста, работающего в условиях жесточайшей конкуренции, я думаю, объяснять не надо. Кстати, представителей "несовременного балета" не стали бы приглашать в театры. Это еще одно доказательство авторитета советской балетной школы за рубежом.

КОРР. А оказала ли влияние советская хореография на те страны, где классический балет издавна был в почете?

ВОЛОДИН. Вспоминаю 1956 год, когда Большой театр впервые выехал на гастроли в капиталистическую страну - это была Великобритания. Верите ли, но западные танцовщики и хореографы во время наших спектаклей испытали что-то вроде шока. Многие из них вообще не представляли, что в нашей стране может существовать большая, слаженная, хорошо обученная труппа. Кроме того, на Западе тогда не было дуэтного танца в том виде, в каком его показал Большой театр, то есть не было техничных мужчин-партнеров, способных не только станцевать вариацию или концертный номер, но и выполнить сложные воздушные поддержки.

Побывав в Англии несколько лет спустя, мы увидели, что там многое переняли у нас, в частности, освоили ряд технически сложных элементов. Примерно ту же картину мы наблюдали и после наших гастролей во Франции, США, Канаде. Вырос уровень мужского классического танца во всем мире.

Другой момент - строгое режиссерское решение балетного спектакля. Большое влияние на мировой балет в этом смысле оказали работы Ю. Григоровича. Яркий пример тому - постановки талантливого английского балетмейстера Дж. Крэнко - "Укрощение строптивой" и "Евгений Онегин".

Влияние советского балета проявилось и в особой слаженности, синхронности пластических движений кордебалета. До сих пор редко какая труппа способна создать такой ансамбль на сцене.

Таким образом, в выигрыше оказался балет в целом. Это не может не радовать нас. Ибо главная наша забота - творческое развитие всегда современного, вечно молодого классического балета.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно