Примерное время чтения: 9 минут
229

"И ЧЕЛОВЕК У ВСЕХ УЧИТЬСЯ ДОЛЖЕН..."

Около 75% принимаемых кандидатами в члены КПСС - комсомольцы. Всего за годы существования ВЛКСМ в партию пришло почти 16 млн. комсомольцев.

Современная молодежь глазами драматурга

С лауреатом Государственной премии СССР В. С. РОЗОВЫМ встретился наш корреспондент Н. Топуридзе.

КОРР. Виктор Сергеевич, вы часто выступаете на такую тему, как воспитание молодежи. Что вы думаете о современной молодежи?

РОЗОВ. Видите ли, когда спрашивают взрослого человека, что он думает о молодежи, то это только одна сторона вопроса. Интересно сопоставить это с тем, что думает о себе сама молодежь, как она себя видит. Здесь может быть огромное расхождение во мнениях, причем неизвестно, кто прав.

Часто под молодежью подразумевают ту ее часть, которая, если можно так выразиться, больше всего бросается в глаза. Это может быть, например, молодежь, вызывающая к себе негативное отношение, какие-нибудь хулиганские группы.

КОРР. Эта часть молодежи, по-видимому, находится вне сферы влияния театра, литературы?

РОЗОВ. К сожалению, чаще всего это именно так. Когда ставят пьесы о хулиганах, всегда возникает вопрос: на кого они рассчитаны? В театр ходят, как правило, порядочные люди. Им это может показаться забавным, как забавно читать какой-нибудь детективный роман или смотреть приключенческий фильм. Поэтому подобные спектакли - я много раз наблюдал это в юношеских театрах - оказываются выстрелом вхолостую. Хотя, конечно, зрителям и это интересно. Но остановить, схватить за руку малолетнего преступника таким способом невозможно.

КОРР. Получается, что театр воспитывает уже "воспитанную" часть молодежи?

РОЗОВ. Нельзя смотреть на искусство только с утилитарных позиций, с точки зрения чисто практических функций. Хотя бывает, что под влиянием какой-то книги или кинокартины человек может перерождаться. Как-то в Париже вдова Ромена Роллана показала мне письмо, полученное ее мужем из Одессы, если не ошибаюсь, в 20-х годах. Копия этого письма хранится у меня.

"Дорогой товарищ Ромен Роллан! (Я называю вас "товарищ" - это самое дорогое для меня слово). Я бывший вор и предводитель банды. Однажды в поезде я украл чемодан. Распродав краденые вещи, на дне чемодана я нашел книгу. От нечего делать стал ее читать. Это оказался ваш роман "Жан-Кристоф". Потом я пошел в городскую библиотеку, чтобы прочесть другие ваши книги. После этого я явился с повинной в милицию. Отсидел свой срок, вышел из тюрьмы, теперь у меня жена, дети, я тружусь. Я понял, что счастливым можно быть только тогда, когда ты честный человек. Пришлите мне, пожалуйста, вашу фотографию, чтобы я мог видеть своего спасителя".

Потрясающий случай! Да, литература способна перевернуть душу, И такую темную душу! Не уверен, что автор письма когда-либо ходил в театр, да и книгу эту он нашел случайно. Но такое порой бывает.

Теперь поговорим о диаметрально противоположной категории молодежи, которая, конечно, составляет большую часть. Эта молодежь интеллектуально очень сильно развита, очень много знает, имеет в своем распоряжении телевидение, радио, печать, кино, и так далее. Различные фестивали тоже дают нашим юношам и девушкам возможность узнать что-то новое. Это очень интересные люди и с ними встречаться, конечно, чрезвычайно приятно.

Но у некоторых представителей такой молодежи есть один свой недостаток. Уйдя с головой в какую-либо сферу - в науку или в искусство, они порой устраняются от общественной жизни, с упоением занимаются своим делом. И общественная сторона деятельности попадает нередко в руки не этих умных, честных, порядочных, талантливых людей, а в руки приспособленцев и карьеристов. Уход в любимое дело тоже порой может представлять собой бегство от действительности. Для нашего общества это не нормальное явление. В отличие от Запада, мы заинтересованы в высокой социальной активности молодого поколения.

КОРР. Считаете ли вы, что современная молодежь, с ее большим объемом знаний, имеет более богатый внутренний мир, чем ее сверстники, скажем, полвека назад?

РОЗОВ. На это непросто ответить. В молодости мне доводилось знать, людей малограмотных, но в высшей степени чистых и высоких помыслами. Позже я встречал людей грамотных, образованных, но при этом в высшей степени непорядочных. Порой образование и нравственность не идут рука об руку.

КОРР. Что вы думаете о конфликте "отцов и детей"?

РОЗОВ. Помню, как в пору моей юности - это было перед самой войной - поколение наших отцов, прошедшее революцию и гражданскую войну, возмущалось увлечением молодежи патефонами, танго и фокстротом. И как возмущалось! Но когда началась война, все мои сверстники ушли на фронт и показали, чего они стоят на самом деле, Не люблю взрослых, которые категорически судят о молодом поколении только по внешним признакам.

Недавно я встречал дочь на аэродроме. Вижу, идет незнакомая мне молодая женщина с маленькой девочкой, и та ей бесконечно задает вопросы. А мать раздраженно ее обрывает: "Отстань ты от меня, наконец! На самолет опоздаем!" Вот между этой крохой с ее вопросами и матерью, которой совершенно не до этого, уже есть конфликт отцов и детей. Я, конечно, шучу. Некоторые родители поступают наоборот: с пеленок опекают своих детей и всюду прокладывают им дорогу, ни шагу не давая ступить самостоятельно. Это очень вредно для общества. Я признаю протекцию, но совершенно иного рода - покровительство известного ученого или художника по отношению к талантливому дебютанту. Такая протекция всегда имеет право на существование - в интересах науки и искусства. А вообще, конечно, жизнь требует битвы, иначе "наращивание мышц" у молодых происходит слишком вяло.

Еще одна важная проблема. Сейчас, когда материальный уровень жизни вырос, не всем молодым людям удается пройти испытание "на сытость". Она их развращает, хотя они сами того не сознают. Лет двадцать пять назад я написал об этом пьесу "В поисках радости", где мальчик рубит шашкой ни в чем не повинную мебель, которая загромоздила всю комнату, и нечем уже дышать, и даже аквариум с рыбками некуда поставить (и родители выбрасывают его во двор) - это и вызывает протест со стороны мальчика, С тех пор проблема "вещизма" не исчезла, а наоборот - усилилась.

КОРР. А как в этом смысле обстоят дела на Западе?

РОЗОВ. У нас совершенно разные нравственные нормы. На Западе очень высоко ценится человек, обладающий богатством, Мне не раз говорили за границей: "Господин Розов, мы вас сейчас познакомим с человеком, он такой богатый, такой миллионер!" Для меня это ничего не значит: ну и что, что он - миллионер! Пустой звук! Вот если бы мне сказали, что это великий художник, ученый, изобретатель, актер - тогда другое дело. А количество миллионов ни о чем не говорит.

У нас другие представления. Нам неважно, сколько у человека денег. Нам важно, какова его нравственная, духовная, творческая ценность. У нас потому так много и говорят о "вещизме", что он не согласуется с нашей этикой.

Вот мне в Америке рассказывала одна девушка, что у нее сестра мечтала стать киноактрисой, отчего родители - преуспевающие бизнесмены - буквально рвали на себе волосы. Но начинающей актрисе повезло: ей заплатили полмиллиона за исполнение главной роли в одном из голливудских фильмов. И те же родители в восторге кричали: "Наша девочка заработала полмиллиона!" При этом их совершенно не интересовало, как она исполнила свою роль.

КОРР. Расскажите, пожалуйста, о своих встречах с молодежью на Западе.

РОЗОВ. Я много раз встречался с молодежью за границей. Встречаются там и очень увлеченные молодые люди. Как-то я познакомился с парнем, который решил пешком, с рюкзаком за плечами пройти всю Америку. По пути он зарабатывал себе на жизнь. "Зачем вы это делаете?" - спросил я. "Собираюсь поступать в университет, а для этого хочу понять, в какой сфере я смогу принести наибольшую пользу людям". На меня это произвело очень приятное впечатление.

Когда в Японии я смотрел спектакль "В добрый час!", поставленный по моей пьесе, и потом встретился с молодыми зрителями, то спросил их: "Почему вы аплодируете, чем вам понравилась пьеса?" Они мне ответили: "Вы хорошо понимаете нас. Мы хотим жить идеальной жизнью, а родители все время требуют от нас голого практицизма". Молодежи повсеместно свойственно стремление к идеализации жизни.

КОРР. Какова сейчас роль молодого героя в драматургии? Не произошло ли некоторого снижения интереса к этому герою по сравнению с 60-ми годами?

РОЗОВ. В конце 50-х - начале 60-х годов в наше искусство пришла плеяда молодых талантов. Я тогда был членом редколлегии журнала "Юность", который переживал эпоху своего расцвета. При мне в этот журнал пришло много молодых авторов, чьи имена стали затем знаменитыми. Было написано множество пьес, где главный персонаж - наш молодой современник, В театре, в свою очередь, появилась блестящая плеяда молодых актеров.

Сейчас эта тенденция постепенно возрождается.

Надо сказать, что во все времена молодой герой занимал очень большое место в литературе и в театре. Кого ни возьмите - Чацкого, Гамлета... Онегину было "без малого осьмнадцать лет". Да, как выяснилось, и Арбенин не стар! А Митрофанушка, персонаж знаменитой русской комедии, - он тоже молодой человек. Если создается образ молодого человека, это значит появился новый тип "героя нашего времени".

КОРР. Кто же все-таки прав в вечном конфликте поколений: молодежь, ищущая, жадная до всего нового, или старшее поколение, прошедшее тяжелые испытания и обладающее большим жизненным опытом?

РОЗОВ. Лучше всего на это ответил Эсхил почти две с половиной тысячи лет тому назад:

"pre"

"Но истинно прекрасный человек у всех учиться должен: У детей - наивности и резвости беспечной, У девы - пылу девственной любви, У юноши - отваге безграничной И мудрости сухой у старика".

"/pre"

Правда не является достоянием какого-либо из поколений, она рассредоточена. И человек у всех учиться должен.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно