Примерное время чтения: 10 минут
86

[Есть ответы] Ваши вопросы от 17.06.1985

Сейчас много говорится о научно-техническом прогрессе. Но ведь он должен, так сказать, начинаться еще со студенческой скамьи. Хотелось бы знать, что делается для того, чтобы приблизить студента к науке, к самой передовой технологии.

А. Сосонкин, пропагандист, Куйбышев

ПРАКТИЧЕСКИ каждый второй из 5,3 млн. студентов в СССР занимается научно-техническим творчеством. В вузах студенты объединены в научные, конструкторские, исследовательские, проектные общества и бюро. В 1983 г. члены таких объединений получили 804 авторских свидетельства на изобретения, подготовили более 37 тыс. проектов, рекомендованных к внедрению в производство, выполнили работы на сумму 50 млн. руб.

Студенты участвуют в выполнении 134 важнейших общесоюзных научно-технических программ, помогая решать проблемы экономии электроэнергии, трудовых ресурсов, сырья, создания робототехнических систем, охраны окружающей среды, порошковой металлургии и т. д. По программам "Нефть и газ Западной Сибири", "Человек и окружающая среда", "Сибирский лес", например, большинство научных исследований выполнено с участием студентов.

Так, студенты Московского технологического института мясной и молочной промышленности создали устройство для охлаждения пищевых продуктов, благодаря которому продолжительность охлаждения сокращается на 20 - 60%, усушка продуктов уменьшается на 10 - 30%, а энергозатраты - на 30%. Годовой экономический эффект от внедрения установки - 349 тыс. руб.

А, скажем, в студенческом научном центре индустриального института Тюмени ежегодно выполняется в среднем 20 - 25 крупных заказов промышленности примерно на 1 млн. руб. На главной, теплоэлектроцентрали Тюмени внедрена система автоматического регулирования топлива. Она дает 100 тыс. руб. экономии в год и, что не менее важно, сокращает выброс в атмосферу продуктов сгорания. Это также студенческая разработка.

Студенты вечернего отделения Ташкентского политехнического института создали проект многоцелевого самолета "Семург", удостоенный медали Выставки достижении народного хозяйства СССР. "Семург" может перевозить почту и пассажиров, небольшие грузы, обслуживать геологов, принимать участие в тушении лесных пожаров.

Разумеется, круг студенческих исследований не ограничивается сферой техники. Студенческие общества создаются и в экономических вузах. Скажем, научное студенческое общество (ИСО) Московского финансового института обследовало более 80 предприятий столицы и внесло предложения, позволившие высвободить оборотные средства на сумму 156 млн. руб.

По проектам студентов Грузинского политехнического института уже проложено свыше 200 км дорог, построено около 30 мостов. По проектам студентов Целиноградского сельскохозяйственного института созданы приборы, разработаны программы оптимального использования сельскохозяйственной техники, которые широко используются в совхозах и колхозах Казахстана.

Учитывая, что деятельность студенческих обществ, бюро и центров становится все более важным фактором в практической подготовке молодых специалистов, коллегия Минвуза СССР на одном из своих заседаний рекомендовала шире развивать в стране студенческие творческие объединения.

В этой связи в вузах пересмотрен бюджет времени студента в пользу научно-практической работы. В среднем по СССР 72% учебных кафедр включили исследовательскую работу в свои планы и программы, то есть занятия в НСО проводятся в специально отведенное время, а не в свободное, как это было ранее. В некоторых вузах, таких, как Ленинградский технологический, Московский физико-технический, Куйбышевский авиационный, и в ряде других для научно-исследовательской деятельности студентов отводится один учебный день в неделю, начиная с 3-го курса.

Немаловажен и фактор материального стимулирования студенческого научно- технического творчества. В большинстве НСО разработки ведутся на основе договоров с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, предусматривающих, в частности, и оплату труда студентов. К примеру, члены НСО Кишиневского политехнического института во время разработки проектов получают дополнительно к стипендии 40 руб. в месяц.

Однако не только и не столько возможность заработать привлекает студентов в научные студенческие общества. Как показали проведенные социологические опросы выпускников различных вузов Советского Союза, именно члены НСО добиваются наибольших успехов в науке и на производстве, срок их адаптации на промышленных предприятиях, в институтах значительно меньше.

* * *

Реформа школы нацеливает учащихся на трудовую деятельность. Не закроет ли это для некоторых дорогу в высшие учебные заведения?

А. Симченко, Ярославль

На вопрос отвечает заслуженный работник культуры РСФСР В. ЯКОВЛЕВ.

ВЫ ошибаетесь, полагая, что желающие учиться дальше не смогут получить такой возможности. Все дело в том, что профессиональная подготовка вводится в средней школе не за счет общеобразовательных дисциплин, а в дополнение к ним. В новых программах никоим образом не будут ущемлены ни математика, ни биология, ни география. Все традиционные учебные дисциплины останутся на своих законных местах. Следовательно, и подготовка к вступительным экзаменам в вузы не станет для абитуриентов сложнее, чем сейчас.

В настоящее время в нашей стране почти 900 различных вузов - технических, педагогических, сельскохозяйственных, художественных и прочих. Ни один из них не собирается сокращать прием новых студентов. Напротив, многие институты, в прямой связи со школьной реформой, открывают новые факультеты и отделения.

Поступить в вуз, как известно, можно сразу после школы, равно как и окончив училище или техникум. Наше общество заинтересовано в том, чтобы выбор профессии молодым человеком или девушкой был сделан осмысленно. Для этого нужно, чтобы молодые люди попробовали себя в той или иной рабочей профессии, осмотрелись, как говорят в таких случаях. К слову сказать, не случайно тем, кто отслужил в армии или проработал два года на производстве, при поступлении в высшее учебное заведение предоставляются определенные льготы.

Школьная реформа делает еще прочней связь между правом на образование и правом на труд, соединяя эти главные для каждого советского человека конституционные права в нерасторжимое целое.

"Все это понятно, - "ловят" нас на слове некоторые западные оппоненты советской системы образования. - Но в СССР, говоря о правах, то и дело твердят: должны учиться, обязаны получать знания... В результате ваше право выглядит откровенной принудиловкой, возведенной в ранг закона повинностью, которая перечеркивает свободу действий личности".

Попробуем разобраться в этом "противоречии". Мы не склонны разделять права и обязанности, ибо речь идет о школе, о знаниях, которые, как известно, необходимы каждому человеку. По нашим представлениям, эти понятия не существуют отдельно друг от друга. Настойчиво проповедуя главный педагогический принцип - уважать личность ученика, всеми средствами развивать его природные задатки и способности, мы вместе с тем призываем к "встречному движению", движению личности к знаниям.

Чем шире будет круг знаний, полученных в юные годы, тем больше появится возможностей проявить себя в самых разнообразных областях трудовой и духовной деятельности, тем больше возможностей подняться на более высокий, вузовский уровень образования. Выходит, что обязательность и всеобщность обучения предоставляют личности куда большую свободу для ее расцвета, чем "право" остаться недоучкой, а то и вовсе неграмотным человеком, что в странах Запада сегодня не редкость.

* * *

Буржуазная пропаганда утверждает, что антиядерное движение в Европе пошло на спад. А между тем я читал в газетах, что оно не только не ослабевает, но и обретает новые формы. Например, такую, как движение за безъядерные города. Что оно собой представляет?

С. Карнаухов, Семипалатинск

СЕГОДНЯ в мире около 1000 городов и населенных пунктов обладают безъядерным статусом. В ноябре 1980 г. английский город Манчестер стал первым городом в Западной Европе, объявившим себя безъядерной зоной. К настоящему времени более 170 британских муниципальных советов последовали примеру Манчестера. Среди них - столица Великобритании Лондон. Согласно решению, принятому в 1982 г. муниципальным советом Большого Лондона, возглавляемым представителями оппозиционной лейбористской партии, запрещается размещение и провоз через территорию Лондона любых видов ядерного оружия и радиоактивных материалов. Вслед за городами целые территории в разных концах Британии становятся безъядерными зонами. На территориях муниципальных советов, объявивших себя безъядерными зонами, проживает более 50 млн. жителей Британских островов, то есть подавляющее большинство населения.

Быстрыми темпами нарастает движение за безъядерные города в ФРГ, где продолжается размещение "першингов". Территория страны и без того буквально нашпигована американским ядерным оружием (здесь находится приблизительно 5 тыс. единиц тактического ядерного оружия). В октябре 1983 г. в ФРГ насчитывалось более 30 городов и общин, объявивших себя безъядерными, а в январе 1981 г. их число достигло уже 78. Среди них Мюнхен, Нюрнберг, Кассель, Бремен, Ландау, Дармштадт, Оберхаузен и другие. Предложения о безъядерных зонах, выдвигаемые представителями оппозиционных партий - СДПГ и "зеленых", - ныне рассматриваются в более чем 100 других городских муниципалитетах. В ФРГ безъядерный статус города или населенного пункта означает запрет местными властями на размещение не только любых видов ядерного, но и химического, а также бактериологического оружия, ликвидацию уже существующих складов оружия массового уничтожения.

В Бельгии уже более 280 городов и населенных пунктов объявили свои территории безъядерными зонами. Наибольшего успеха добились сторонники мира Фландрии (западная часть Бельгии), где насчитывается свыше 180 безъядерных районов. Среди них крупнейший бельгийский город Антверпен и один из самых древних - Брюгге, город Льеж и другие. Во многих городах и поселках проходят референдумы, в ходе которых жители в большинстве своем выступают за установление безъядерных зон. Такой референдум, в частности, был организован в городе Флоренн, неподалеку от которого НАТО планирует разместить 48 крылатых ракет "Томагавк". Большинство его жителей проголосовали против их размещения.

В Нидерландах насчитывается около 100 городов и населенных пунктов, объявивших себя безъядерными зонами. В Италии мэры объявленных безъядерными городов (их насчитывается в стране более 50) обратились к парламенту с призывом отказаться от размещения 112 крылатых ракет в Сицилии. Движение за безъядерные города развивается и в других странах НАТО - Франции, Португалии, Греции, Дании. В Испании координационный антиядерный комитет принял в 1984 г. документ, в котором поддержал инициативу муниципалитетов страны, выступивших за объявление их территорий безъядерными зонами.

Это движение перекинулось и через Атлантический океан. В США объявили себя безъядерными уже 25 городов, в Канаде - 5 (среди них крупнейший промышленный и портовый город на западном побережье - Ванкувер). Провозглашены безъядерными ряд городов в Австралии и Новой Зеландии.

Разумеется, власти зачастую просто игнорируют эти решения, принимаемые на уровне муниципалитетов и других местных органов (такова уж хваленая западная демократия). Правительства тем самым ставят интересы так называемой "атлантической солидарности" выше подлинных интересов своих народов. А на участников непрекращающихся антиядерных демонстраций обрушивают новые репрессии. Но, несмотря на это, число противников размещения ядерного оружия в Западной Европе становится все больше и больше.

* * *

Расскажите, пожалуйста, о численности вооруженных сил капиталистических стран.

А. Златомрежев, Воронеж

По данным зарубежной печати, на конец 1984 г. численность населения и численность личного состава регулярных вооруженных сил приводимых ниже государств и режимов составляла (тыс. человек)*:

* В отдельных странах в общую численность вооруженных сил включен личный состав стратегических ядерных сил, центральных военных учреждений и специальных частей, которые в видах вооруженных сил не показаны.

** В состав регулярных вооруженных сил США не включены активные резервы видов вооруженных сил и национальная гвардия, которые могут решать те же задачи, что и регулярные (с их учетом численность ВС США составит почти 3,2 млн. человек, а не 2136,7 тыс., как сообщает западная пресса).

Ответы подготовили: И. БОРИСОВА, А. АНДРЕЕВ, Г. ПЕТРУХИН.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно