Примерное время чтения: 8 минут
131

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Кино мира встречается в Москве

С 28 июня по 12 июля в Москве будет проходить XIV Международный кинофестиваль. На две недели Москва станет столицей мирового кино. Звезды экрана, ведущие кинорежиссеры из многих стран будут гостями советского фестиваля, девиз которого - "За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами".

Наш корреспондент П. Лукьянченко взял интервью у главного редактора "Совинтерфеста" В. А. ИВАНОВА.

КОРР. Владимир Алексеевич, как оценивается Московский кинофестиваль в мире?

ИВАНОВ. Московский международный кинофестиваль (ММКФ) - самый представительный. Достаточно сказать, что в Оргкомитет в этом году поступили заявки от киноорганизаций почти 100 стран мира. Ни один из других международных кинофестивалей не собирает столько участников. Кроме того, на конкурс ММКФ допускается 40 - 42 художественные ленты, тогда как на известном Каннском кинофестивале число конкурсных фильмов в 2 раза меньше и это в основном продукция крупнейших киномонополий.

КОРР. Некоторые на Западе утверждают, что присуждение призов на Московском кинофестивале связано только с дипломатическими и идеологическими соображениями и не зависит от художественных достоинств самих фильмов. Что на это можно ответить?

ИВАНОВ. На Западе любят передергивать факты.

Возьмем, например, тот же Каннский фестиваль. В его конкурсе обычно демонстрируется несколько французских, американских и 3 - 4 итальянских фильма. Кинематографисты развивающихся стран в Каннском фестивале участвуют очень редко. В то время как на Московском кинофестивале в нынешнем году будут представлены киноленты режиссеров из Аргентины, Бразилии, Бангладеш, Египта, Индии, Мексики, Новой Зеландии, Сирии, Турции, Шри Ланки и многих других стран.

Регламент Московского фестиваля допускает участие в каждом из трех конкурсов (художественных, детских, документальных и короткометражных фильмов) только одной киноленты от страны-участницы. Этот демократичный по своей сути принцип вызывает особое неудовольствие на Западе, так как получается, что и США и, например, какая- нибудь небольшая африканская страна оказываются на равных. Мы же считаем, что делаем большое дело, давая возможность молодым кинематографиям развивающихся стран показать свои достижения, заявить о себе на крупнейшем международном форуме, каким является Московский кинофестиваль. И в этом основа нашей, как выражаются на Западе, "дипломатии".

Что же касается идеологических требований, то они отражены в девизе фестиваля: "За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами". Международное жюри решительно отвергает и пресекает попытки протолкнуть на фестивальный экран абсолютно безыдейные и коммерческие фильмы, кинокартины, в которых проповедуется жестокость, насилие и сексуальная вседозволенность.

Я уверен, что зрители и участники фестиваля с пониманием относятся к такой позиции Оргкомитета и отборочных комиссий. Я не говорю уже о кинолентах, которые содержат идеи милитаризма и расизма. Этим фильмам поставлен непреодолимый барьер. Я думаю, ни у одного здравомыслящего человека подобные требования не могут вызвать недоумения.

КОРР. Не могли бы вы привести какой-нибудь конкретный пример, связанный с этим?

ИВАНОВ. На прошлом Московском кинофестивале был такой случай. Шведский фильм "Художник" режиссеров Е. ду Рееса и К. Улофссон содержал несколько эпизодов порнографического толка. По предложению отборочной комиссии и с согласия руководителя шведской делегации они были изъяты. Авторы же фильма выказали свое неудовольствие по этому поводу. Вернувшись на родину, они подняли шумиху в прессе, обвиняя нас в антидемократичности. Шведское телевидение показало в одной из передач те фрагменты фильма, которые не увидели участники фестиваля. И что же в результате получилось? Вместо поддержки "потерпевших" этот телевизионный репортаж вызвал в Швеции бурю негодования в адрес авторов фильма.

(ОТ РЕДАКЦИИ. Выдержки из шведской прессы по этому поводу приводятся ниже.)

КОРР. Каждый из московских кинофестивалей открывал миру новые имена, которые впоследствии становились знаменитыми. Это, вероятно, произойдет и на XIV ММКФ. Если можно, несколько слов о победителях прошлых московских кинофестивалей, прославившихся сегодня на весь мир.

ИВАНОВ. Это, например, японский режиссер К. Синдо, удостоенный Золотого приза на II ММКФ за фильм "Голый остров", венгерский режиссер И. Сабо, получивший главный приз на V ММКФ за кинокартину "Отец", перуанец А. Р. Годой, удостоенный Серебряного приза на том же фестивале за фильм "В сельве нет звезд", марокканский режиссер С. Бен- Барка, на ХIII ММКФ получивший Золотой приз за киноленту "Амок"...

КОРР. Видимо, во многих фильмах, представленных на нынешний Московский кинофестиваль, поднимаются серьезные социальные и политические проблемы нашего времени. Не могли бы вы коротко рассказать о некоторых из них?

ИВАНОВ. Я бы хотел назвать фильм режиссера из ГДР Р. Кирстена "Когда другие молчали", повествующий об антифашистской деятельности Клары Цеткин, киноленту французского режиссера Р. Анена "Адский поезд", рассказывающую об алжирском рабочем, трагически погибшем от рук неофашистов, остросатирический антибуржуазный памфлет итальянского режиссера Л. Вертмюллер "Шутка судьбы", американскую кинокартину "Армейская история" режиссера Н. Джуисона о расовой нетерпимости, процветающей в армии США, бразильский фильм "Семена мести" режиссера Х. Вальехо, повествующий о варварском уничтожении целого индейского племени и о лицемерии буржуазного правосудия.

КОРР. В рамках кинофестиваля планируется проведение трех ретроспективных показов...

ИВАНОВ. Да. Это тематическая ретроспектива антивоенных и антифашистских фильмов, приуроченная к 40-летию Победы над гитлеровской Германией. Между прочим, ни на одном из фестивалей за рубежом такого тематического показа не было. В рамках ретроспективы участники фестиваля и зрители увидят такие известные фильмы, как "Аллилуйя Гретхен" С. Бака (Бразилия), "Гибель богов" Л. Висконти (Италия), "Хиросима" Х. Секигавы (Япония), "Вестерплатте" С. Ружевич (Польша), "Пятая печать" З. Фабри (Венгрия), "Мне было девятнадцать" К. Вольфа (ГДР) и др.

Кроме того, состоятся две ретроспективы, посвященные выдающимся мастерам мирового кино - советскому режиссеру Г. М. Козинцеву, 80-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, и недавно скончавшемуся французскому режиссеру Ф. Трюффо.

КОРР. Советские кинозрители как всегда с особым волнением ждут встречи с новыми работами выдающихся кинорежиссеров современности. Что обещает в этом смысле XIV ММКФ?

ИВАНОВ. На экранах столичных кинотеатров в рамках внеконкурсного показа будут демонстрироваться, например, кинофильмы итальянских режиссеров Ф. Феллини "А корабль плывет" и Ф. Рози "Кармен", французских режиссеров А. Рене "Любовь до смерти" и К. Лелюша "Эдит и Марсель", западногерманского режиссера В. Герцога "Где спят зеленые муравьи", документальная лента швейцарского режиссера М. Шелла "Марлен" (о немецкой актрисе-антифашистке М. Дитрих).

* * *

Шведская пресса свидетельствует

Большой переполох среди шведских кинематографистов! Шведский фильм "Художник" подвергся вырезкам на фестивале в Москве!

Я считаю, что русские оказали хорошую услугу как советской публике, так и шведским супругам - авторам фильма. Неужели им, этим лишенным морали киношникам, непонятно, что людям неинтересно смотреть на голых актеров, слившихся в любовном акте, когда кроме вскриков и стонов не слышно ни одного членораздельного слова. Авторы еще берутся доказывать нам, что модный шлягер, исполняемый в мужской душевой, может каким-то образом углубить содержание фильма. Нет уж, увольте. Вот почему я хотел бы передать огромный букет роз организаторам фестиваля. Не внедряйте нашу похабную кинопродунцию в Советы!

Шведский фильм подвергся вырезкам в СССР. Здорово! Я знаю, что многие в Швеции восприняли это с благодарностью. В Москве авторы фильма покинули кинотеатр - в знак протеста. Стало быть, показали в своем фильме грязь, а потом протестуют, когда это не хотят покупать. Другое дело в Швеции - здесь это пойдет наверняка!

Кинематографисты супруги Еран ду Реес и Кристина Улофссон узнали, что их фильм подвергся купюрам. Они прореагировали столь сильно, что покинули кинозал. Критик, подписавший сообщение об этом, утверждает, что указанные господа считают себя поборниками морали.

Но почему же, все-таки, в Москве пошли на то, чтобы вырезать куски из шведского "киновклада" в фестиваль? Да потому, что в Советском Союзе существует мораль, а шведский фильм лишен такого качества.

В репортаже по телевидению были показаны те фрагменты из шведского фильма "Художник", которые были изъяты в Москве.

Любой человек, если он хочет быть абсолютно честным, должен откровенно признать, что убранные из фильма "куски" относятся и такому сорту "искусства", которое не заслуживает быть показанным на фестивале. Полное отсутствие морали и порядочности. В стране социализма - СССР - бдительно охраняется мораль и человеческая порядочность в отличие от капиталистической Швеции, где дерьмо все еще ценится выше, чем упомянутые качества.

(По материалам газет "Экспрессен" и "Норшенсфламман")

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно