Примерное время чтения: 7 минут
78

СССР - ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. Робер Оссейн, кинорежиссер: ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ

Гостем прошлого, ХIII Московского международного кинофестиваля был выдающийся французский кинорежиссер и актер Робер ОССЕЙН, хорошо знакомый советским зрителям по фильмам "Анжелика - маркиза ангелов", "Анжелика и король" и "Отверженные".

Ниже приводится репортаж известного журналиста М. Эспозито, опубликованный во французском журнале "Премьер".

ЕДЕМ НА ФЕСТИВАЛЬ

Это заняло у нас три дня. Три дня, чтобы доехать из Парижа в Москву на поезде. Можно было бы, конечно, лететь на самолете, но это было бы не так интересно и, главное, пришлось бы совершить эту поездку без Робера Оссейна. Он ненавидит самолеты. Для нас и речи быть не могло ехать без него. "Отверженные" должны были представлять Францию на Московском фестивале, и раз мы решили его туда сопровождать, то не могли ехать врозь.

Мысль проделать это долгое путешествие на поезде очень волновала нас. За три дня проехать по всей Европе - такой возможности могло больше не представиться. Перед нашей поездкой почти все, кого мы встречали и кому говорили, что едем в Москву, рассказывали нам об СССР как о потенциальном противнике номер один. Мы готовились увидеть сразу, как только въедем на территорию коммунистического блока, русские танки на протяжении всего нашего пути. Нас предупреждали, что в наших гостиничных номерах будут установлены микрофоны, что все официальные переводчики - агенты КГБ... Безумие... Наконец я смогу сам увидеть, что это такое, а не полагаться на слухи.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

На перроне в Москве нас встречают атташе по культуре из французского посольства и наша переводчица. Так... Но она совсем не похожа на агента КГБ! Представляемся друг другу. Выходим из вокзала, и вот что удивительно - то, что мы видим, совсем не похоже на Москву в нашем представлении, а скорее на Рим, Афины, Стамбул. Адское солнце, кругом машины, радостная беспорядочность. Мы-то ожидали, что люди здесь, опустив головы, жмутся к стенам, а через каждые десять метров стоят солдаты с автоматом за спиной.

Приехали в гостиницу "Россия". Из моей комнаты прекрасный вид на Кремль. Золоченые купола блестят на солнце. Я просматриваю фестивальные программы, которые нам дали вместе с ключами от номера. Кроме "Изгоев" ф. Копполы, которых показывали позавчера, и "Отверженных", ни одного знакомого фильма. Много фильмов из развивающихся стран.

"Юнифранс фильм", учреждение, занимающееся продажей французских фильмов за границу, решило бойкотировать Московский фестиваль. Но бизнес есть бизнес, и некоторые французские продюсеры и прокатчики решили все-таки приехать, не спрашивая одобрения "Юнифранс фильм", чтобы попытаться продать свои фильмы. Здесь, как и в Каннах, есть кинорынок. Есть здесь и программы, которые проходят одновременно, информационные показы, показы фильмов для детей. Настоящий фестиваль!

Москва и эта страна волнуют Оссейна необыкновенно: он прекрасно знаком с русской литературой. В поезде он рассказывал тысячи историй о Гоголе, Толстом и Горьком, да так, что захотелось взять шесть месяцев отпуска, чтобы все прочитать. Оссейн хорошо говорит по-русски (его мать - русская), но он был здесь в последний раз пятнадцать лет назад, когда его знали больше как актера, по фильму "Анжелика", чем как режиссера.

Вечером после веселого ужина в одной из новых советских гостиниц в отдаленном районе возвращаемся пешком - такси найти невозможно. Отличная прогулка, у всех хорошее настроение. Двенадцатый час ночи, но на улицах много народа. Как и всюду, на лавочках сидят влюбленные. Явно меньше полицейских, чем в это же время в Париже.

Без двух минут двенадцать мы приходим на Красную площадь. В вышине в темном небе блестят красные звезды. Перед Кремлем - Мавзолей Ленина. Чуть выше, в великолепном освещении, в небе реет красное знамя. Сто или двести человек столпились у барьера перед входом в Мавзолей. В полночь происходит смена караула. Четкая, как часы. Впечатляющее зрелище!

ВСТРЕЧИ

Назавтра у Оссейна целая серия интервью. С восьми часов утра у его пресс-атташе звонит телефон, договариваются о встречах. За пять минут в небольшой салон рядом с комнатой Оссейна набилось по меньшей мере пять человек. Журналистки - три улыбающиеся женщины - говорят, что видели фильм сегодня. Они рассказали, что после фильма зрители долго аплодировали, а это здесь бывает редко. Оссейн взволнован до слез.

В течение четырех часов со свойственным ему энтузиазмом и жаром Оссейн отвечает на вопросы журналистов. Он говорит об "Отверженных". Он рассказывает о своих взглядах, надеждах, говорит о счастье, о том, как он со слезами смотрел фильм "Ганди", который будет закрывать московскую программу внеконкурсных фильмов.

Журналисты слушают его внимательно, взволнованно, завороженно, они увлечены искренностью этого человека. После тысячи благодарностей все расходятся. Даже у нашей переводчицы слезы на глазах. Я думаю, что для агента КГБ она слишком эмоциональна.

Вечером мы идем в прекрасный грузинский ресторан "Арагви". В глубине зала над нашими головами оркестр играет удивительные мелодии. Оссейн взволнован и хочет узнать, что за чудесный инструмент исторгает подобные звуки. Он хочет включить его в музыкальное оформление своего будущего фильма "Волк", сценарий которого для него сейчас пишут Ив Буассе и Клод Вейо. Он сделал достаточно важное открытие: "Это самый прекрасный вечер, проведенный здесь".

ПРЕМЬЕРА

14 июля. Вечером официальный показ "Отверженных". Кристиан Жан, исполнительница роли Козетты, приехала сегодня утром. После обеда вместе с ней мы гуляем по Москве. Гуляем одни, без переводчика или гида. И кажется, ни один агент КГБ за нами не следит.

Наконец направляемся к гостинице "Россия" на просмотр фильма. Зал переполнен. Около двух тысяч человек. После обычных представлений начинается фильм. К концу действительно прекрасной сцены с баррикадами весь зал аплодирует. То же самое в конце фильма. Оссейн в течение получаса дает автографы.

На следующий день, в пятницу, состоялась пресс- конференция. Около сотни журналистов сидели за двумя большими столами напротив Оссейна и его группы. Фотографы, телевидение, все как в Каннах. Только маленькая разница: воду здесь разносят не только выступающим, но и журналистам. В течение часа Оссейн отвечал на вопросы. "В Евангелии сказано: "Возлюби ближнего твоего как самого себя". Это очень сложно. Я же говорю: возьмите на себя ответственность друг за друга. Ведь главная забота огромного большинства людей сегодня - это мир".

В день отъезда, когда мы вышли из ресторана, Оссейн рассказал массу историй о своем отце, о Мишеле Симоне, о своей бурной молодости... Мы медленно шли к гостинице "Россия". В последний раз поднялись по маленькой улочке к Красной площади. В небе горели красные звезды. Оссейн сказал мне: "Как быстро привыкаешь... Мы проходим по площади лишь третий раз, а у меня такое ощущение, что я провел здесь всю жизнь..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно