Примерное время чтения: 5 минут
1428

Почему мы пишем о войне

ВЕСНОЙ 1945 г., когда до великой Победы оставались считанные дни и под мощными ударами Советской Армии рушились последние бастионы гитлеровского "тысячелетнего" рейха, многие из нас, прошедших дорогами сражений, задавались мучительным вопросом: неужели все это может когда-либо повториться? Будут ли помнить потомки о нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю тех, кто в Великую Отечественную с оружием в руках отстоял Родину? Хотелось верить, что такая война не должна повториться.

И чтобы не иссякали родники памяти, чтобы новые поколения не забывали о цене нашей победы над фашизмом, советская литература, на протяжении сорока лет рассказывая суровую, беспощадную правду о минувших сражениях, больших и малых, о героических подвигах советских воинов, прививает людям чувство ненависти к войне, призывает их бороться за мир, за сохранение нашей планеты от термоядерной гибели.

Этой теме отдали свой талант такие советские писатели, как М. Шолохов, А. Твардовский, А. Толстой, А. Фадеев, Л. Леонов, К. Симонов, К. Федин, Ю. Бондарев, В. Быков и многие другие.

В статье писателя-фронтовика В. Быкова, имеющей емкое название "Помнить!", сформулированы особенности литературы о войне. "Когда к теме войны обращаются талантливые художники, - пишет он, - они обогащают литературу новыми яркими страницами о том, что, казалось бы, и до них знали, но так рассказать почему-либо не смогли, или о проблемах, к которым до них обращались недостаточно, не столь глубоко и смело осваивали их. Наше представление о войне, о человеке на войне благодаря их мастерству, честному труду становится еще объемнее, и мы извлекаем для себя из этого знания новые и новые уроки".

Этапы большого пути

Первые книги о войне писались по горячим следам событий, в них было много пафоса, взволнованности, они дороги как живой отпечаток своего времени. Вторая волна - это так называемая "лейтенантская проза". Те, кто прошел войну, успели к этому времени как-то "отойти" от нее, осмотреться и сказали о ней честную, суровую правду. Затем, поделившись знанием окопного быта, писатели решили взять эту тему в иных масштабах, присмотреться к крупным операциям, решавшим исход войны. Так возникли, например, "Блокада" А. Чаковского, "Война" И. Стаднюка...

Раздумья писателей и героев их произведений о жизни и смерти, добре и зле, честности и двоедушии, о новых качествах социально активной личности, воспитанной в нашей стране, характерны для большинства современных книг на антивоенную тему.

Но при всей общности идейно-эстетических позиций книги эти разнообразны по жанрам, по форме, по стилю. Наряду с панорамными, эпического склада романами К. Симонова, А. Чаковского, Г. Коновалова, несущими ярко выраженный публицистический пафос, утверждаются и философско-аналитические художественные исследования психологии и нравственности человека (романы и повести Ю. Бондарева, В. Быкова, А. Адамовича, И. Авижюса), и лирические исповеди (повести Ч. Айтматова, Б. Васильева, Л. Якименко, В. Рослякова), и произведения, в которых используются народно-поэтические, фольклорные мотивы (роман А. Кешокова "Сломанная подкова"), и героико-романтические повествования (романы О. Гончара), и романы-раздумья, где важны не только описываемые события, но и их истолкование (роман В. Кожевникова "Полдень на солнечной стороне"), и произведения, созданные на сугубо документальной основе (А. Адамовича, Д. Гранина, А. Чаковского, С. Алексиевич).

Героика и гуманизм

Создавая все новые и новые произведения о минувшей войне, советские писатели не только расширяют и углубляют наши представления о ней, не только восстанавливают историческую правду. Советские писатели стремятся еще и еще осмыслить причины войны и истоки нашей Победы, раскрыть трагизм этой смертельной схватки, в которой погибли 20 млн. советских людей, и в то же время невиданный героизм, проявленный советским народом, поднявшимся на борьбу с фашистскими захватчиками.

Сразу же стали популярными и исчезли с прилавков магазинов, например, новые произведения о войне: "Знак беды" В. Быкова и "Каратели" А. Адамовича.

В. Быков в своей повести психологически тонко раскрывает красоту и цельность народного характера, непреклонного и честного в выборе судьбы, показывает, какими трудными путями шли люди в суровые годы войны, чтобы остаться людьми, чтобы найти в себе силы для сопротивления врагу, для приближения долгожданной победы.

В небольшой книге А. Адамовича раскрывается кровавый облик "обыкновенного фашизма", психология предателей, карателей, в буквальном смысле потерявших человеческий облик. Исследуя глубинные тайны душ человеческих, писатель, что называется, крупным планом показал нам процесс "расчеловечения человека", возникновения жестоких нелюдей, охваченных жаждой истребления.

Нас же вело в бой чувство нравственного превосходства над убийцами. Нет, мы, прошедшие войну, не сомневались в справедливости нашей войны и в нашем долге и праве истреблять захватчиков. Но вместе с тем в душе жило и другое чувство, о котором очень точно сказал К. Симонов: "...Как бы ни были высоки наши побуждения, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого до своего последнего дня, и в дни поражений, и в дни победы. Она все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик".

И чем чаще литература о Великой Отечественной войне будет напоминать об этом читателям, тем активнее и действеннее она будет служить делу мира.

В. БОРЩУКОВ, доктор филологических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно