80

[Есть ответы] Ваши вопросы от 08.04.1985

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/1985

Расскажите, пожалуйста, какие советские товары бытового назначения пользуются спросом на Западе.

П. Севастьянов, Харьков

КОГДА у жительницы Лондона Барбары Брейм спросили ее мнение о холодильнике "Сноукеп" (" Снежная шапка"), который стоит у нее на кухне, она ответила: "Я его не замечаю". Необычный по форме, но очень емкий по содержанию, этот ответ - лучшая похвала любому устройству, предназначенному помогать в домашнем хозяйстве. С мнением этой женщины надо полагать, согласны еще 27 тыс. англичан, которые в 1984 г. приобрели холодильники "Сноукеп".

Скорее всего, большинство английских покупателей, которых привлекли отличные качественные характеристики этих холодильников, не подозревают, что купили советские изделия, известные в СССР под названием "Бирюса". Так же сотни тысяч французов, бельгийцев, канадцев, голландцев и жителей других стран Запада, которые гордятся своими сверхточными часами, где на корпусе стоит марка, скажем, какой-либо фирмы ФРГ, даже не догадываются, что их механизмы произведены в СССР.

Дело в том, что советские часы, как, впрочем, и многие другие советские товары народного потребления, ни в чем не уступают лучшим зарубежным образцам, но себестоимость их ниже. Поэтому западные фирмы с удовольствием покупают у нас готовые часовые механизмы, заключают их в корпусы собственного изготовления и продают на местных рынках.

Такая форма торговли выгодна и нашей стране. В условиях жесткой конкуренции, существующей на Западе, новому товару, каким бы совершенным он ни был, трудно сразу рассчитывать на успех, поскольку потребитель, как правило, отдает предпочтение продукции того производителя, которого он уже хорошо знает. Следует также учитывать и то, что западная пропаганда внушает людям, что СССР - отсталая страна, способная производить разве что лапти. Поэтому в некоторых случаях советские внешнеторговые фирмы идут на то, чтобы советские товары продавались через посредников, марка которых хорошо известна.

Но, надо сказать, популярность многих советских бытовых товаров на западном рынке уже давно обогнала то представление о них, которое культивируется западной прессой. Так, в той же Англии, например, большой популярностью пользуются советские фотоаппараты "Зенит", портативные телевизоры "Шилялис", "Электроника" и другие товары.

То же самое можно сказать и о советских автомобилях "Лада". По словам одного из английских журналов, эта марка лидирует сегодня в продаже, обгоняя "Хонду", "Мазду", "Сааб". К настоящему времени советское внешнеторговое объединение "Автоэкспорт" поставило на Британские острова более 120 тыс. автомашин "Лада" семи различных моделей.

Разумеется, связи Всесоюзного объединения "Техноинторг", занимающегося экспортом и импортом технических товаров народного потребления, не ограничиваются одной Англией. Так, в 1983 г. объединение торговало с 250 фирмами и организациями из 77 стран. Основным же рынком для наших товаров является европейский континент: на его долю приходится более 80% всего товарооборота.

За период с 1979 по 1984 г. из СССР в другие страны было поставлено 100 млн. часов и часовых механизмов, в том числе кварцевых и электронных, более 5 млн. бытовых радиоприборов, 4,9 млн. фотоаппаратов, 2,5 млн. телевизоров черно-белого и цветного изображения, более 2 млн. холодильников, около 10 млн. различных бытовых электроприборов.

За этот же период объединение "Техноинторг" участвовало в 145 международных и специализированных выставках, на которых было продемонстрировано более 15 тыс. образцов товаров бытового назначения. Сумма контрактов, предусматривающих экспортные поставки, превысила 250 млн. рублей. Многие экспоната"! были удостоены высших наград.

***

Строители Комсомольска-на-Амуре, Магнитки, покорители целины, как известно, испытывали немалые лишения, жили в палатках. Понятно, это было трудное время.

А как обстоят дела сегодня? Ведь настала, видимо, пора возводить сначала жилье, а потом уж производственные корпуса.

С. Пирогов, Томск

На вопрос отвечает главный инженер проекта застройки г. Елабуги Л. ЛАМАНОВ.

ДА, В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК стройки начинались с палаток. Люди вынуждены были мириться с трудностями, ведь индустриализация страны была в буквальном смысле жизненно важным вопросом.

В последние годы крупное промышленное строительство начинается с возведения жилья. Вот хотя бы взять Камский тракторный завод, строительство которого начинается в г. Елабуге Татарской АССР.

Мы, проектировщики, в полной мере представляем, какая ответственность ложится на наши плечи. Ведь от того, насколько удобен во всех отношениях город, зависит и настроение жителей, и их производственная деятельность.

Новая Елабуга начнется не с палаток и времянок, а с капитальных 5 - 9-этажных домов, удобных по планировке и рассчитанных на многие годы. Население города со временем увеличится до 350 тыс. жителей, а значит, потребуются новые детские сады, школы, больницы, возникнет необходимость расширить сеть предприятий бытового и торгового обслуживания. В Елабуге будут возведены Дворец культуры и клубы более чем на 3,5 тыс. мест, городская библиотека, Дом пионеров и школьников, проектируется спортивный комплекс со стадионом и Дворец спорта на 5 тыс. мест.

Рост населения города, естественно, будет сопровождаться растущей потребностью в транспорте. В связи с этим разрабатывается схема транспортной сети, проектируются гаражи для автобусов и такси, грузовых, уборочных и медицинских машин.

Под промышленную зону отводится территория за пределами Елабуги. С жилыми кварталами ее соединит сеть городского скоростного пассажирского транспорта. Таким образом, время сообщения, как принято говорить, "от двери до двери" составит не более 45 минут.

Генеральный план практически готов. Жилые здания новой части города уже возводятся. Первая очередь будет застроена в течение двух ближайших лет.

***

Каким образом корпорации военно-промышленного комплекса США приобрели столь сильное влияние, если они составляют лишь около 0,3% от общего числа промышленных фирм страны?

И. Пантелеев, Москва

ЦИФРА 0,3%, которую вы упоминаете, действительно часто используется американскими средствами массовой информации, и особенно теми, которые имеют отношение к пропаганде на другие страны. Небольшая по величине, она как бы призвана продемонстрировать, сколь ничтожен удельный вес корпораций военно-промышленного комплекса в экономике США, а значит, и их влияние на общественную жизнь страны.

Дело, однако, в том, что процентное или количественное соотношение американских компаний, работающих на "мир" и на "войну", не дает истинного представления о военно- промышленном комплексе (ВПК) США

В данном конкретном случае важна не количественная, а качественная сторона вопроса. Согласитесь, что и миллионы утлых рыбацких джонок не смогут противостоять одной атомной подводной лодке типа "Трайдент". Показательна в этой связи и такая цифра. Концерны ВПК владеют 70% долларовых активов всех промышленных предприятий США. Из этого следует что 99,7% гражданских фабрик и заводов решают лишь остальные 30%.

Следует добавить, что на такие гиганты ВПК как корпорации "Дженерал даймэникс", "Локхид эйркрафт", "Макдоннелл-Дуглас", "Рокуэл интернэшнл", "Грумман эйркрафт", "Нортроп" и другие работают десятки тысяч субподрядных фирм, лабораторий, университетов, колледжей и т. д.

Приведенные цифровые данные, думается, достаточно убедительны. Вместе с тем даже они не в состоянии дать полного представления о ВПК, ибо монополии, специализирующиеся на военном бизнесе, являются лишь одной из его составных частей. Помимо них в ВПК входят представители американской военщины, сосредоточенные в Пентагоне, ЦРУ, Национальном совете безопасности, Агентстве национальной безопасности и ФБР. Они самым тесным образом взаимодействуют с конгрессменами, членами администрации США, которые, в свою очередь, тоже верой и правдой служат интересам военно-промышленного комплекса. Эта массивная трехсторонняя пирамида и является тем, что называется военно-промышленным комплексом. Принимая во внимание его силу и могущество, в самой Америке ВПК зачастую называют "невидимым правительством".

Деятельность всех подразделений этого сложного и опасного "механизма" четко координируется. Это достигается за счет того, что на всех командных постах ВПК находятся представители монопольного бизнеса, заинтересованные в продолжении гонки вооружений, проведении политики "с позиции силы" в отношении СССР и его друзей. Примечательно, что при этом они нередко меняются между собой местами, перемещаясь из президентских кресел крупнейших военных концернов в Пентагон, ЦРУ, конгресс, а также правительство США. Как подсчитал американский журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", с 1970 по 1979 г в этой круговерти было задействовано почти 2 тыс. человек. Большинство министров обороны США с 1947 г., отмечает журнал, были доверенными лицами корпораций ВПК. Одна только компания "Боинг" откомандировала в Пентагон за тот же период около 400 своих сотрудников.

Особого размаха деятельность и влияние ВПК достигли при нынешней вашингтонской администрации. Ни для кого не секрет, что министр обороны К. Уайнбергер, государственный секретарь Дж. Шульц, вице-президент Дж. Буш, директор ЦРУ У. Кейси и многие другие члены правительства США так или иначе связаны с военным бизнесом (более подробно об этом рассказывалось в "АиФ", 1984, N 42).

Поименно известны сторонники ВПК и в конгрессе. Например, сенаторы Дж. Тауэр, Л. Бентсен рьяно отстаивали производство истребителя F-16. Сенатор А. Крэнстон был неизменно на стороне военных корпораций, занятых производством бомбардировщика В- 1. Сенатор К. Левин с не меньшим усердием добивался на Капитолии решения о начале производства танка М-1. Есть в конгрессе свои попечители у ракет МХ и крылатых ракет, подводных лодок "Трайдент". Наибольшую, однако сомнительную известность за служение интересам компании "Боинг" получил ныне покойный сенатор Г. Джексон. Его так и прозвали - "сенатор Боинг".

Естественно, что большие дивиденды от проникновения в органы исполнительной и законодательной власти пожинают те корпорации ВПК, которые смогли "делегировать" в них наибольшее число представителей. При Рейгане, который является выходцем из Калифорнии, наступил "звездный час" для фабрикантов оружия именно из этого штата. В 1983 г. на их долю пришлось 22% заказов Пентагона. К 1987 г. этот показатель, как ожидают, может вырасти до 30%. Наибольшая прибыль в процентах за истекший год - у калифорнийской военно-промышленной компании "Нортроп", которая была крупнейшим вкладчиком в так называемый "предвыборный фонд" республиканской партии. Она составила 1000%.

***

Расскажите, пожалуйста, каковы перспективы урегулирования "тайваньского вопроса".

В. Михеев, Иркутск

На этот вопрос отвечает кандидат исторических наук Б. БАРАХТА.

ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ "тайваньский вопрос", возникший в результате империалистического вмешательства США в гражданскую войну в Китае, до сих пор остается нерешенным. Это, как не раз указывало руководство КНР, серьезно влияет на состояние и развитие китайско-американских отношений. На справедливые требования китайского правительства прекратить посягательства на суверенитет КНР и отказаться от всесторонней поддержки гоминьдановского режима, обосновавшегося на острове с 1949 г., вашингтонская администрация постоянно отвечает разного рода туманными обещаниями.

На практике Соединенные Штаты продолжают держать курс на закрепление в международных отношениях политики "двух Китаев". Как сказал президент Рейган в ходе своего визита в Пекин, он не намерен "бросать своих старых друзей" в Тайбэе.

Стараниями Пентагона тайбэйский режим вышел в военном отношении на одно из первых мест в Восточной Азии. При населении острова немногим более 18 млн. человек личный состав гоминьдановской армии насчитывает свыше 460 тыс. солдат и офицеров, а боевой резерв - 1175 тыс. Более половины бюджета идет на военные нужды. В непосредственной близости от китайского побережья на островах Цзиньмэнь и Мацзу созданы сильные опорные пункты, откуда ведется тайная война против КНР.

Несмотря на обязательство американской стороны постепенно уменьшить, а со временем и прекратить поставки вооружений гоминьдановскому режиму, фактически этот пункт американо-китайского коммюнике от 17 августа 1982 г. остается невыполненным. Как писала газета "Уолл-стрит джорнэл", Соединенные Штаты ежегодно продают Тайваню военное снаряжение на сумму 750 млн. долл.

В последние годы с американской помощью на острове активно развивается военная промышленность. Так, по заокеанским лицензиям налажено производство современных боевых самолетов F-5Е, вертолетов "Белл" и управляемых снарядов "Сайдуиндер". Пентагоновские специалисты контролируют выпуск тайваньскими предприятиями американского стрелкового оружия, зенитных и корабельных ракет, катеров, орудий, танков, бронемашин, а также боеприпасов. Гоминьдановское руководство рассчитывает в будущем сохранить Соединенные Штаты в качестве своего основного и неиссякаемого источника наращивания милитаристских мускулов. "США, - уверенно заявил глава тайбэйского режима Цзян Цзинго, - и впредь останутся нашим главным поставщиком оружия".

Наращивая военное присутствие на Тихом океане, пентагоновские стратеги в своих планах важное место отводят Тайваню. В этой связи лицемерно звучат заявления Вашингтона о "невмешательстве" во внутренние дела Китая и признании суверенитета КНР над островом. В действительности США по-прежнему рассматривают эту территорию в качестве своего рода "непотопляемого авианосца" у берегов Китая.

Ответы подготовили: В. МИХАИЛОВ, М. ПАНИЧ, В. ЕНИКЕЕВ.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество