aif.ru counter
44

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Как устраняется дефицит металлов

Известно, что по выплавке стали наша страна занимает первое место в мире. Почему же мы испытываем дефицит металла? Хотелось бы узнать, что делается для решения этой проблемы в близкой мне отрасли - машиностроении

Известно, что по выплавке стали наша страна занимает первое место в мире. Почему же мы испытываем дефицит металла? Хотелось бы узнать, что делается для решения этой проблемы в близкой мне отрасли - машиностроении.

Ю. Голубев, агитатор, Мурманск

Ситуация, действительно, парадоксальная. В прошлом году, например, у нас выплавлено 154 млн. т стали - больше, чем где-либо в мире, но при этом годовой дефицит черных металлов составляет в стране около 10 млн. т.

Растущая потребность в металле - сам по себе факт положительный. Он свидетельствует прежде всего о том, что наша экономика развивается динамично, стремительно. Вопреки многочисленным предсказаниям "советологов" растут потребности отраслей в разнообразном ассортименте "хлеба индустрии". Однако по сравнению с другими промышленно развитыми странами мы расходуем больше металла на единицу продукции, что является серьезной проблемой. В самом деле, коэффициент использования металла в машиностроении не растет, застыл на уровне 0,72. Доля листового проката, необходимого для малоотходной штамповки, в общем объеме производства ниже, чем в других промышленно развитых странах.

Вопрос снижения металлоемкости обсуждался на XXVI съезде КПСС, на последующих пленумах нашей партии. И в этом направлении уже немало сделано за счет совершенствования технологии, сокращения отходов металла, применения прогрессивных и экономичных профилей, порошковой металлургии.

ПРЕДУСМОТРЕНО ПЛАНОМ

В машиностроении основное направление - облегчение конструкций машин и оборудования. Это одна из самых металлоемких отраслей: предприятия 11 машиностроительных министерств потребляют больше 50% проката черных металлов, 26% литья, 7% стальных труб.

Снижение материалоемкости всего на один процент эквивалентно увеличению национального дохода на 5,6 млрд. руб.

Вот почему неуклонное снижение расхода металла планируется. Если в 1980 г. экономия проката в машиностроении и металлообработке составляла против уровня 1975 г. 5,6 млн. т, то уже в 1985 г. ожидается порядка 8,5 млн. т к уровню 1980 г.

За перерасход металла нерадивых руководителей ожидают санкции. С 1 января 1985 г. предприятия и организации обязаны вносить в государственный бюджет двукратную стоимость за перерасходованный металлопрокат.

Уже теперь опережающими темпами растет выпуск металлодавящего оборудования по сравнению с металлорежущим. Это позволит повысить удельный вес безотходной технологии в машиностроении и только за счет этого сэкономить в одиннадцатой пятилетке более 2 млн. т проката.

Активная роль в снижении металлоемкости отводится стандартизации. Предусмотрено, в частности, включение в стандарты и технические условия характеристик материалоемкости и энергоемкости продукции. Пересматриваются нормы стандартов и правил на допускаемые напряжения, коэффициенты запаса, методы испытаний. Это гарантирует научно обоснованное потребление металла. Так, разработанный ВНИИнефтемаш стандарт позволяет повысить допускаемые напряжения на 8% и обеспечивает только на заводах всесоюзных промышленных объединений "Союзхиммаш" и "Союзнефтехиммаш" годовую экономию листового проката около 20 тыс. т.

Большого эффекта добиваются предприятия, применяющие при конструировании изделий ЭВМ. В объединении "ЗИЛ", например, системы оптимального проектирования узлов и деталей грузовых автомобилей снижают металлоемкость продукции при одновременном повышении надежности и долговечности.

Значительный экономический эффект дает применение функционально-стоимостного анализа, суть которого состоит в точном определении факторов, влияющих на себестоимость и металлоемкость продукции. Это позволило Минэлектротехпрому, например, в десятой пятилетке сберечь 35 млн. руб. А в этой пятилетке будет сэкономлено 100 млн. руб.

СТИМУЛЫ ЭКОНОМИИ

На снижение металлоемкости продукции машиностроения существенно влияет механизм ценообразования. Для замены дефицитного металла и стимулирования применения в конструкциях машин и оборудования листового проката решено снизить цены на него. При использовании дешевых видов материалов оптовые цены на продукцию остаются без изменений до конца пятилетки.

Если изделия машиностроителей не уступают по своим технико-экономическим параметрам, в том числе металлоемкости, лучшим мировым образцам, Госкомцен СССР вправе устанавливать поощрительные надбавки в размере до 30% к оптовым ценам.

Для ускорения выпуска продукции, отвечающей высшему мировому уровню, начиная с 1986 г. в государственных планах экономического и социального развития устанавливается задание по разработке, освоению и подготовке производства новых и модернизации существующих видов машин, оборудования и приборов, а также задание по снятию с производства устаревшей продукции машиностроения.

Снижению металлоемкости способствует и действующая система материального поощрения. За экономию черных металлов выплачивается 50% от плановой стоимости сбереженного металлопроката. Причем это поощрение выплачивается сверх премиального "потолка" рабочих и ИТР.

Созданный в стране механизм по экономии материальных ресурсов, снижению металлоемкости продукции машиностроения действует и уже дает отдачу. Только за первые три года, пятилетки экономия топлива и энергии составила половину прироста их производства. А по прокату черных металлов она превысила весь прирост его выпуска.

В. ПАВЛОВ, кандидат экономических наук

* * *

На 10 - 15 % увеличивает выход готового проката разработанный в СССР способ непрерывной разливки стали.

* * *

На 3,7 % в машиностроении и металлообработке планом 1985 г. предусмотрены задания по среднему снижению норм расхода проката черных металлов.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?