Примерное время чтения: 11 минут
155

[Есть ответы] Ваши вопросы от 14.01.1985

СССР и США - государства с различными общественными системами. Так можно ли сопоставлять реальные доходы населения в этих странах?

В. Чумаков, пропагандист, Кострома.

В ПОНЯТИЕ "реальные доходы" населения в нашей стране и, скажем, в США вкладывается различное содержание. Реальные доходы населения - это денежное выражение- материальных благ и услуг за вычетом расходов на выплату налогов, других обязательных платежей. В СССР реальные доходы включают в себя заработную плату плюс расходы на бесплатное образование, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание, выплаты по социальному обеспечению и т. д. Выделяемые на эти цели из национального дохода средства называются общественными фондами потребления. Наша страна за сравнительно короткий промежуток времени добилась значительных успехов в деле повышения жизненного уровня советских людей. Реальные доходы - показатель народного благосостояния.

Судите сами: с 1940 г. реальные доходы рабочих и служащих в расчете на одного человека увеличились в 4,2 раза, а колхозников - в 7,7 раза. Если в 1970 г. только 18% трудящихся имели доход, превышающий 100 руб. в месяц на члена семьи, то в 1983 г. их число увеличилось до 60%.

Заметим, что рост доходов населения у нас в стране неизменно сопровождается повышением заработной платы. Так, если в 1970 г среднемесячная заработная плата составляла 122 руб., то в 1984 г она поднялась до 188 рублей. В 1985 г. ее планируется довести" до 190 рублей.

На Западе, где не существует понятия "общественные фонды потребления", как известно, в результате стачечной и забастовочной борьбы рабочим тоже удается добиваться увеличения заработной платы. Но реальные доходы в странах капитализма тем не менее растут гораздо медленнее, чем в нашей стране. Скажем, за годы президентства Рейгана реальные доходы американцев опустились до уровня 1979 года.

Наше государство большую часть расходов на здравоохранение, образование, социальное обеспечение своих граждан берет на себя. О многом говорит и тот факт, что общественные фонды потребления постоянно увеличиваются. Если в 1965 г. они составляли примерно 42 млрд. руб., то, как отмечалось на недавней сессии Верховного Совета СССР, в 1985 г. эту цифру планируется довести уже до 146,5 млрд. рублей.

Мы воспринимаем как должное бесплатную медицинскую помощь, образование, льготные или же бесплатные путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, стипендии учащимся и многое другое. И не все, вероятно, знают, что расходы государства только на одного школьника, учащегося техникума и студента вуза составляют соответственно более 200, 750 и 1100 руб. в год.

На содержание одного ребенка в яслях государство расходует 600 руб. в год, а в детских садах - свыше 500 рублей. Мы же платим лишь 20% от этих сумм.

А в капиталистических странах большую часть всех платежей трудящиеся производят из своего кармана.

С учетом общественных фондов потребления средняя заработная плата рабочих и служащих в нашей стране составляла в 1983 г. не 182, а 254 рубля.

Очень важно отметить, что в немалой степени росту реальных доходов, а значит, и повышению жизненного уровня советских людей способствует и то, что розничные цены на многие товары первой необходимости, продукты питания, услуги у нас на протяжении десятилетий в основном остаются стабильными, на Западе же они неуклонно растут.

Таким образом, прямое сопоставление уровней реальных доходов, заработной платы трудящихся в СССР и США не точно отражает действительное положение вещей.

"Радиоголоса", любящие сопоставлять среднюю заработную плату советского и американского рабочего, сознательно затушевывают эту разницу, выпячивая только денежную массу и не показывая всю совокупность материальных благ и услуг, составляющую понятие "реальные доходы".

* * *

Действует ли презумпция невиновности только в уголовном праве или в гражданском тоже?

В. Зубашец, пропагандист, Донецкая обл.

На этот вопрос отвечает доктор юридических наук, профессор В. САВИЦКИЙ.

ПРЕЗУМПЦИЯ невиновности - положение, присущее не только уголовному процессу, но и всему нашему праву. Ведь смысл ее заключается в требовании: прежде чем наказать человека за совершенное правонарушение, нужно точно и бесспорно доказать его вину. Значит, во всех случаях, когда возникает конфликт и когда решается вопрос об ответственности человека за нарушение правовых норм (административных, трудовых, семейных и т. д.), он считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Презумпция невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления, сформулирована в ст. 160 Конституции СССР. Применительно к обвиняемым в совершении административного правонарушения презумпция невиновности записана в ст. 5 Основ законодательства об административных правонарушениях, принятых 23 октября 1980 г.

Такое же положение существует в других отраслевых законах. Все это говорит о гуманности, демократичности советского права в целом.

О презумпции невиновности как основополагающем принципе советского правосудия теперь уже не спорят. Но раз мы коснулись этого вопроса, хотел бы сказать, что презумпцией невиновности следует руководствоваться и в случаях, когда дело рассматривает товарищеский суд или административная комиссия. Возьмем, к примеру, разбор "сигналов" в общественных организациях, должностными лицами, комиссиями, которые создаются по таким "сигналам". Тут ведь иногда сразу становятся на позицию презумпции виновности. Как гарантировать права человека, на которого поступил "сигнал" и который вынужден оправдываться?

Думаю, вряд ли целесообразно применять нормы, установленные процессуальными кодексами, к рассмотрению жало и заявлений; поступающих в* общественные организации, учреждения и т. п. Нелепо, если в товарищеских судах станут требовать подписки о невыезде, а членов профсоюза предупреждать об ответственности за ложные показания на заседании профкома: Определенные процедурные правила имеются сейчас и в товарищеских судах, и в различных комиссиях.

Действуют все они по-разному. Это понятно. Но есть, точнее, должно быть у всех органов, проверяющих всякого рода "сигналы", одно принципиально общее - подход к человеку. Проверяющий всегда Должен исходить из того, что перед ним - честный, порядочный, невиновный человек. И таким он остается до тех пор, пока тот, кто обвиняет, не представит доказательства, подтверждающие обвинение.

Если Конституция СССР предписывает считать невиновным до приговора суда даже того, кто подозревается в совершении уголовного преступления, то тем более так следует поступать в случаях, когда решается вопрос об административной, дисциплинарной, материальной или иной ответственности.

Без достоверных доказательств вины никто не может быть подвергнут никаким взысканиям, никаким наказаниям - таково главное требование, вытекающее из принципа презумпции невиновности. В этом принципе выражены не только правовые, но и нравственные гуманистические черты, присущие социалистическому обществу в силу самой его природы.

* * *

Расскажите, пожалуйста, о том, как национализируются промышленные предприятия в капиталистических странах. Чем отличается такая национализация от национализации, осуществленной в странах социализма?

Н. Логинова, г. Коломна, Московская обл.

К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ практически во всех капиталистических странах существуют те или иные национализированные отрасли народного хозяйства, причем размер государственного сектора в каждой стране с годами может изменяться в ту или иную сторону, К примеру, во Франции первая значительная национализация была проведена в годы после окончания второй мировой войны, когда стране пришлось перестраивать экономику. Второй план национализации был реализован после победы левых партий на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Ныне во Франции на долю национализированных предприятий приходится 32% оборота промышленности, 33% капиталовложений, 95% банковских вкладов и кредитов. В Великобритании национализированный сектор, можно сказать, величина переменная. Когда к власти приходят лейбористы, они стремятся расширить его. Консерваторы же - наоборот. Сразу после сформирования в 1979 г. правительства Тэтчер в Англии стала проводиться частичная денационализация государственного сектора.

Ныне, в условиях государственно- монополистического капитализма, интересы монополий и финансовой олигархии требуют дальнейшего вмешательства буржуазного государства в процесс воспроизводства. Отсюда - важная особенность: национализируются в первую очередь те отрасли хозяйства, которые нуждаются в течение длительного времени в больших капитальных вложениях, а также малоприбыльные и даже убыточные. Связанные с этим расходы покрываются средствами из госбюджета, или, иначе говоря, за счет трудящихся, поскольку взимаемые с них налоги составляют основную часть бюджетных доходов.

К тому же бывшим владельцам национализированных предприятий выплачиваются большие компенсации, которые зачастую превышают стоимость национализированного имущества. В случаях' возвращения предприятий в частный сектор появляется обратная картина - имущество продается по заниженным ценам.

Буржуазная национализация затрагивает прежде всего промышленность. Часто создаются смешанные государственно-капиталистические компании, которыми зачастую руководят капиталисты Национализация банков и страховых обществ не затрагивает основ кредитных систем буржуазного государства. Крупные акционеры национализированных банков остаются в советах директоров. Национализация земли не практикуется. Буржуазию, владеющую большими земельными угодьями, вполне устраивает земельная рента.

В любом случае национализация в буржуазном государстве даже не посягает на капиталистический характер производительных сил и производственных отношений, поскольку это государство, как писал Ф. Энгельс, "есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист". Национализированные средства производства не переходят в общенародную собственность.

Трудящиеся, компартии требуют проведения демократической национализации, которая может открыть путь к преобразованиям в демократическом направлении, к ограничению власти монополий. В этом отношении поучителен пример Португалии. После свержения в 1974 г. фашистского режима в стране произошли большие преобразования. Были национализированы банки, основные отрасли промышленности и транспорта с введением рабочего контроля. Была проведена аграрная реформа. Такой поворот событий привел к бешеным атакам внутренней и международной реакции. По этой же причине наблюдается сильное противодействие национализации во Франции со стороны патроната - национального совета французских предпринимателей. Ведь там треть мест в руководстве национализированными предприятиями и банками находится в руках профсоюзов.

Совершенно иной характер носит национализация в социалистических странах. Переход от капитализма к социализму невозможен без ликвидации частной собственности и установления вместо нее общественной собственности на средства производства. При этом допускается в разумных пределах выплата бывшим владельцам компенсации.

В нашей стране декретом, принятым в ночь с 26 на 27 октября 1917 г., была отменена частная собственность на землю, она стала государственной (общенародной) собственностью. Затем несколько месяцев ушло на национализацию всей кредитной системы, а также транспортных средств. Весной 1918 г. была национализирована внешняя торговля.

Национализация промышленности прошла в несколько этапов и была завершена летом 1919 г. Враждебные действия помещиков, заводчиков, финансистов против Советской власти сняли с повестки дня вопрос о возмещении им убытков.

В других социалистических странах на национализацию ушло больше времени, чем в СССР, и проходила она по-разному в каждой стране в зависимости от экономических, исторических и других условий, расстановки классовых сил и т. п. В ряде стран владельцам банков, промышленных предприятий, которые поддерживали мероприятия народной власти, выплачивались ограниченного размера компенсации.

* * *

У нас много говорят и пишут о страданиях и лишениях, которые выпадают на долю безработных на Западе, но ведь безработные получают пособия?

С. Захаров, Томск.

СИСТЕМА страхования по безработице действительно существует во всех капиталистических странах Запада. Она выполняет функции своеобразного клапана, призванного не допускать "перегрева" отношений между миром труда и миром капитала.

Однако далеко не все безработные получают пособия. Для этого нужно подтвердить документально, что безработный ранее в течение определенного времени регулярно уплачивал страховые взносы, дающие юридическое право на получение пособия; нужно иметь установленный законом стаж работы; в случае потери работы трудящийся должен зарегистрироваться на бирже труда и еженедельно являться для перерегистрации, Система социального страхования не охватывает ряд категорий трудящихся (сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, временные рабочие и т. д.).

В результате изменений в количестве безработных и сроках безработицы, с одной стороны, и многочисленных ограничений, заложенных в самой системе страхования по безработице, - с другой, значительная и возрастающая часть трудящихся, не имеющих работы, лишается всякой помощи. Например, в США в 1982 г. лишь 39,4% официально зарегистрированных безработных имели право на получение пособия. При этом 30- 40% получающих пособие теряли это право до того, как они смогли трудоустроиться. В ФРГ доля безработных, получающих пособие, снизилась с 76,1% в 1975 г. до 67,5% в 1981 г. В Англии за прошедшие 10 лет доля безработных, лишившихся пособия по истечении срока его получения, возросла примерно с 1/4 до более 1/3.

Ответы подготовили: Л. НОВИКОВА, Ю. ЧУБАРОВ, В. ГАНИЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно