Примерное время чтения: 7 минут
72

АМЕРИКА БЕЗ ГРИМА. После выборов в США

НА ПРОТЯЖЕНИИ года военно-промышленный комплекс и правые силы Америки под лозунгом "Еще четыре года!" последовательно вели к победе на выборах своего ставленника Рональда Рейгана. Сейчас американская пропаганда пытается уверить общественность в том, что итоги выборов свидетельствуют о "всенародном одобрении" политики, проводимой президентом. Обоснованны ли заявления администрации о том, что она получила мандат всех американцев на продолжение своего внутри- и внешнеполитического курса?

Статистика позволяет сделать выводы о том, что попытки изобразить американское общество монолитным в поддержке рейгановской политики несостоятельны. Так, данные информационной службы Кокса показывают, что негритянское население проголосовало против "еще четырех лет" в соотношении 89 к 11. Если Рейган опередил соперника с существенным отрывом в группах населения с высоким годовым доходом - от 40 до 50 тыс. долл. и от 50 тыс. долл. и выше, то в группе населения со средним доходом его преимущество было не столь значительным, а в среде бедного и беднейшего населения (5 - 10 тыс. долл. и менее 5 тыс. долл.) Рейган получил решительный отпор, особенно в последней группе - 31 к 69.

И хотя особенности американской избирательной системы позволили Рейгану получить голоса выборщиков от 49 штатов, за него фактически проголосовали лишь 29% избирателей. Такие итоги выборов в принципе не вызывали сомнений (Уоллстрит был настолько уверен в победе "своей лошадки", что нью-йоркская фондовая биржа впервые в американской истории оставалась открытой в день выборов).

Причины столь крупной победы Рейгана заключаются прежде всего в том, что республиканцы сумели подвести под свою кампанию значительно более солидную финансовую базу. По официальным данным Федеральной избирательной комиссии, республиканцы располагали 225,4 млн. долл. против 57,3 млн. долл. у демократов - четырехкратное преимущество!

Следует добавить еще и то, что, по оценкам американских наблюдателей, сейчас в Белом доме работают "самые толковые" специалисты по обработке общественного мнения. Их умение подать Рейгана как сильного, популярного и компетентного лидера оказало существенное, если не решающее, влияние на ход избирательной кампании. Не случайно видный политический деятель, спикер палаты представителей Т. О'Нил заметил: "Выборы продемонстрировали, что президент - хороший актер и умело пользуется телевидением".

Все это наглядно показывает, что мандат на "еще четыре года" вручен Рейгану вовсе не из рук американского народа; такой мандат поднесло ему на блюдечке крайне правое крыло монополистического капитала США, сумевшего в очередной раз обратить себе на пользу "достоинства" буржуазной свободы.

ЧТО СУЛЯТ ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА?

Первый срок президентства Рейгана во многом прошел под знаком "публичной дипломатии", т. е. агрессивней пропаганды и назойливой рекламы "достижений" республиканской администрации. Однако если конкретно сопоставить обещания, которые давал Рейган в 1960 г., и реальные результаты его политики, то вырисовывается не столь уж радужная картина.

Как известно, в 1980 г. Рейган обещал сбалансировать государственный бюджет США к 1983 г., а позднее свести его с положительным балансом. Однако в 1983 г. дефицит бюджета составил рекордную сумму 195 млн. долл., причем в условиях значительного сокращения расходов на социальные нужды. Как указывает журнал "Ю. С. ньюс энд. Уорлд рипорт", приведший эти цифры, столь гигантский (и продолжающий расти) дефицит объясняется безудержными расходами на военные программы.

В 1980 г., рвясь к власти, Рейган обещал снизить уровень безработицы, составлявший тогда 7,5%. Однако уже в 1982 г. безработица установилась на уровне 10,7%, сегодня работы не имеет более 15% негров, почти пятая часть молодежи.

Среди достижений администрации Рейгана тот же журнал указывает на существенное снижение темпов инфляции. Но, искусственно держась на гребне экономического подъема, вызванного циклическим характером капиталистического производства, и влезая в долги, государство лишь усугубляет будущие экономические трудности. По только что опубликованным данным, в 1982 - 1983 гг. отмечен самый стремительный со времен второй мировой войны рост государственного долга США - 17,9%; ныне он составляет 1,8 триллиона долларов! Американцы как бы берут в долг у самих себя, и правительство лишь отдаляет час платежа по распискам.

И уже самые первые шаги администрации после нынешних выборов показывают, что она твердо намерена продолжать свою антисоциальную, антидемократическую политику. Ушел в отставку Т. Белл, министр образования, который, по свидетельству газеты "Вашингтон пост", был "главным препятствием на пути попыток консерваторов по расформированию этого ведомства и сокращению расходов на исследования в области образования и на местные школьные программы".

Международная общественность еще не успела опомниться после скандальных высказываний госсекретаря Шульца о "праве" США наносить "превентивные удары по террористам", как Рейган подписал законопроект об ассигнованиях на разведку в 1985 г., в котором ФБР выделяется 15 млн. долл. на ведение "контртеррористической деятельности". Нет нужды еще и еще раз говорить о том, кого относит Вашингтон к "террористам" и какими методами он намерен с ними бороться. Но можно привести один пример, который многое прояснит: через несколько дней после выборов окружной судья в г. Миннеаполисе вынес обвинительный приговор двум активистам антивоенного движения. Причем "мягкость" приговора - по 6 месяцев тюремного заключения условно - объясняется тем, что предъявленные им обвинения в "порче государственного имущества"... доказать в ходе следствия не удалось.

Зажимая рот наиболее активным участникам антивоенной борьбы, администрация в то же время пытается скрыть от широкой общественности следы своей грязной и опасной для мира политики. Шеф Пентагона Уайнбергер подписал директиву "по предотвращению разглашения технической информации". Согласно директиве, любого, кто осмелится поведать миру о варварских планах американской военщины, ждет либо тюремное заключение, либо штраф минимум в один миллион долларов!

Однако образ жизни американцев - это дело самих американцев. Международную общественность интересует, какой будет внешняя политика Америки и прежде всего - изменится ли обструкционистская позиция США в области ядерного сосуществования. Увы, самые первые признаки не позволяют сделать вывод о возможности скорейших перемен в пользу более ответственного подхода к вопросу предотвращения ядерной катастрофы.

КУДА ПОЛЕТИТ АМЕРИКАНСКИЙ ОРЕЛ?

Уже в своем первом после выборов интервью Рейган вновь заявил о своей приверженности концепции "космических войн". Вашингтон по-прежнему стремится крепче пристегнуть к ядерной упряжке своих партнеров по НАТО - полным ходом продолжается развертывание в Западной Европе американских ракет первого удара. В Канаде идут испытания американских вооружений, причем программа испытаний неуклонно расширяется: если сначала речь шла только об испытаниях системы наведения для крылатых ракет воздушного базирования, то сейчас Пентагон готовится испытать уже 6 новейших систем вооружений.

Понятно, что Вашингтон будет по-прежнему делать все, чтобы окружить свою агрессивную политику плотной - дымовой завесой "публичной дипломатии". Так, в Вашингтоне намекают о возможном назначении высокопоставленного чиновника специально для координации вопросов переговоров о контроле над вооружениями. Причем на этот гипотетический пост прочат таких политиков, как Б. Скаукрофт (вспомним что возглавляемая им "комиссия по стратегическим силам" всячески помогала администрации в проталкивании программы строительства ракет "MX") и небезызвестный П. Нитце, который за столом переговоров угрожал окружить Советский Союз "частоколом ракет".

Таким образом, налицо новые попытки администрации США закамуфлировать свою по-прежнему авантюристическую политику. Но, как заявил в докладе на торжественном заседании, посвященном 67-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ А. А. Громыко: "Существо этой политики не скрыть никакими заявлениями о мирных намерениях, которые в последнее время раздаются в Вашингтоне, поскольку делами они не подкрепляются. Руководители блока НАТО должны знать, что их претензиям на достижение военного превосходства никогда не суждено сбыться".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно