Примерное время чтения: 5 минут
199

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Советское автомобилестроение: ОТ "ПОЛУТОРКИ" ДО КАМАЗА

В 1924 г. на московском заводе АМО было изготовлено десять "полуторок" - первых советских грузовиков. С этого факта начинается биография одной из ведущих отраслей нашей индустрии. А всего за 60 лет с конвейеров автомобильных заводов страны сошли миллионы грузовиков, почти 1,4 млн. автобусов, 17 млн. легковых автомобилей.

Журналист А. Кузнецова попросила заместителя министра автомобильной промышленности СССР В. И. КОНОВАЛОВА ответить на вопросы читателей "АиФ".

- Владимир Иванович, многие читатели спрашивают, является ли автомобилестроение детищем Советской власти или индустриальная база отрасли была создана раньше.

- В России всегда были талантливые механики, инженеры, конструкторы, было много оригинальных идей и проектов, в том числе - русского автомобиля, но собственной автомобильной промышленности не существовало. Она была создана лишь после победы Октября.

Одновременно с ней на Западе появились и "специалисты по советскому автомобилестроению", которые уверенно предсказывали нам, что Советский Союз не сможет самостоятельно и в больших количествах выпускать автомобили. В 1930 г. один из специалистов Форда публично заявил, что, даже если в СССР построят заводы и оборудуют их, наладить массовое производство все равно не удастся, поскольку у русских, дескать, нет опыта серийного производства и нет квалифицированного персонала. Что же нам Оставалось, по мнению американцев? Покупать их машины. Этот "прогноз", как и многие другие "прогнозы" до него и после, оказался, мягко говоря, ошибочным. Через шесть лет, в 1936 г., Советский Союз по масштабам производства грузовых автомобилей вышел на первое место в Европе. Еще через три года был изготовлен миллионный автомобиль, В то время выпускалось три основных типа грузовиков (1,5-, 3- и 5-тонные), два типа автобусов (17 и 26 мест), три типа легковых машин (на 4, 5 и 6 мест).

- Значит, можно говорить о том, что с тех пор началась и специализация производства?

- Именно. Уже тогда, в 30-е годы, были разработаны и выпущены легковые автомобили типа седан (ГАЗ-М-1) и лимузин (ЗИС-101), трехосные грузовые автомобили и самосвалы, пикапы, газогенераторные, газобаллонные и полугусеничные грузовые автомобили. Завод в Ярославле стал серийно выпускать "пятитонки". Там же был создан первый в стране, экспериментальный дизель.

- А сколько моделей легковых автомобилей выпускается сегодня?

- Сегодня шесть заводов выпускают 44 модели и модификации легковых автомобилей. Вроде бы немало. Налицо и количественный рост. В 1950 г. выпущено 65 тыс., в 1960-м - 139 тыс., в 1970-м - 344 тыс., а сейчас ежегодно производится более 1,3 млн. легковых машин. Правда, нынешний "Москвич", например, уступает "Фольсквагену", "Рено", "Фиату" по некоторым параметрам, немало было замечаний от автолюбителей к качеству.

Сейчас положение выправляется. Коллектив завода имени Ленинского комсомола за счет внутренних резервов повысил качество продукции. Десятки бригад главного конвейера взяли обязательство добиться бездефектной сборки. В последнее время сократилось количество жалоб и возросло число благодарностей от автолюбителей. На заводе ведется серьезная реконструкция. Широкое использование гибких производств и роботов позволит АЗЛК быстро, без особых затрат переходить на выпуск новых моделей. Кстати, новая переднеприводная модель "Москвича" займет промежуточное положение между "Жигулями" и "Волгой".

- Теперь вопрос, пожалуй, наиболее традиционный. Как будет развиваться одна из ведущих отраслей машиностроения в будущем? Какие модели выйдут на дороги страны завтра?

- Сейчас в отрасли осваивается около 100 новых и модернизированных моделей автомобилей и другой автотехники.

На Кременчугском заводе осваиваются новые модели дизельных тягачей и многоцелевых шасси, грузоподъемность которых в 1,5 - 2 раза выше, а масса прежняя. КамАЗ перестраивается на новый дизельный двигатель - более мощный и экономичный. Конструкторы Белорусского автомобильного завода разрабатывают новую модель карьерного самосвала грузоподъемностью 230- 250 т. На ведущих заводах отрасли - московском ЗИЛе и горьковском ГАЗе - развернуто производство грузовых автомобилей с дизельным двигателем. Что это дает? Бензиновый двигатель для ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с. расходует 29 литров на 100 км пробега. А дизельный двигатель мощностью 185 л. с. - всего 19 литров на 100 км, причем более дешевого горючего.

Новым качественным направлением в легковом автомобилестроении является переход на выпуск более экономичных и безопасных переднеприводных автомобилей "Жигули", "Москвич", "Запорожец". Они имеют повышенную проходимость, устойчивы, управляемы, имеют меньшую габаритную длину и массу. Переднеприводная модель "Жигулей" станет базовым автомобилем завода в Тольятти. В ее конструкцию заложены современные технические решения: реечный рулевой механизм, бесконтактная система зажигания, вакуумный усилитель тормозов, устанавливается пятискоростная коробка передач, а в качестве привода распределительного вала - зубчатый ремень.

- А как выглядит отечественное автомобилестроение на международной арене?

- Советская внешнеторговая организация "Автоэкспорт" предлагает своим партнерам свыше 450 моделей и модификаций автомобилей, автобусов, прицепов, мотовелотехники, гаражного оборудования. Большим спросом пользуются большегрузные автомобили, выпускаемые БелавтоМАЗом, - они поставляются в 60 стран мира. Расширяются закупки автомобилей КамАЗ. На дорогах четырех континентов работают автобусы Павловского завода.

70 стран мира, в том числе Англия, Италия, Франция, ФРГ, Швеция, покупают наши подшипники - это тоже продукция заводов автомобильной отрасли. И еще один факт. На только что завершившемся традиционном автомарафоне в Эквадоре, в котором участвовали все ведущие фирмы мира, победил экипаж, выступавший на автомобиле советского производства "Лада".

* * *

Свыше 1,3 млн. легковых автомобилей производится в СССР ежегодно.

* * *

85 тыс. автобусов десяти основных моделей и около двух десятков модификаций производится в настоящее время в нашей стране за год.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно