Примерное время чтения: 7 минут
132

СССР - ФРАНЦИЯ. Пути взаимопонимания

В РАЗГАР ВОЙНЫ, в 1942 г., руководитель Свободной Франции генерал де Голль произнес фразу, которую некоторые французские политики и государственные деятели стали со временем воспринимать как своего рода политическую аксиому. "К общему несчастью, - заявил он, - слишком часто на протяжении столетий на пути франко- русского союза встречались помехи или противодействия... Тем не менее, необходимость в таком союзе становится очевидной при каждом новом повороте истории... Сражающаяся Франция докажет, что... она является естественным союзником новой России".

Надо сказать, что официальная Франция не сразу пришла к пониманию этого. Потребовалось семь долгих лет после победы Великого Октября, чтобы Франция признала Советский Союз и установила с ним дипломатические отношения, отказавшись от попыток, в том числе и вооруженных, сломить в России новый строй. Верх взяла демократическая общественность, которая с самого начала горячо приветствовала революцию в России, и здравый смысл наиболее дальновидных политиков, понимавших, что от добрых отношений с Советским Союзом Франция, ее народ только выиграют.

ЗА РАВНОПРАВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Если во французских правящих кругах вокруг отношений с нашей страной всегда шла борьба различных тенденций, то советская линия в отношении Франции не знала зигзагов и колебаний. Курс Советского Союза на равноправное сотрудничество государств с различным общественным строем на базе принципов мирного сосуществования всегда в полной мере применялся и к Франции. В ее лице у нас неизменно видели потенциального партнера как для совместных действий в пользу европейской и международной безопасности, гак и для развития взаимовыгодных двусторонних связей в различных областях. Советская дипломатия делала и делает все, чтобы реализовать эти потенциальные возможности. А условия для этого есть.

Конечно, многое разделяет нас с Францией. Это страна иного мира, капиталистического, с иной идеологией. У нас с ней разные союзники. Франция остается членом Североатлантического блока и, хотя и вышла из военной организации НАТО, сохраняет с ней тесные военные связи. У нас разный подход и ко многим международным проблемам, не везде есть общие позиции, взаимопонимание.

ФАКТОРЫ СБЛИЖЕНИЯ

Советский Союз никогда не закрывал глаза на это. Но, как указывал товарищ К. У. Черненко, политический реализм обязывает видеть и многие факторы, сближающие наши страны. В их числе - исторически сложившиеся узы дружбы советского и французского народов, разветвленные взаимовыгодные связи и обмен в различных областях и, наконец, особая ответственность за сохранение мира СССР и Франции как стран - участниц послевоенного урегулирования в Европе, как постоянных членов Совета Безопасности ООН, как двух ядерных держав.

На этой базе ныне сложился внушительный механизм советско-французского общения и сотрудничества, многообразных связей. Из года в год растут торгово- экономические обмены. Почти за каждое пятилетие - таков срок действия текущих соглашений в этой сфере - объем товарооборота удваивается. За первые четыре года нынешнего пятилетия (1980 - 1983 гг.) он уже перешагнул объем предыдущего на 70 процентов.

Практически уникальный комплекс связей со страной иного общественного строя создай в области научно-технического сотрудничества, которое в рамках второй десятилетней программы (1983 - 1993 гг.) охватывает сейчас свыше 300 тем и направлений. Примечательно, что среди них - сотрудничество на самых передовых рубежах технического прогресса. Ученые наших стран успешно работают в области атомной энергетики, электроники, освоения Мирового океана, новейшей медицины. Сейчас на повестку дня встает разработка новых взаимовыгодных проектов на стабильной и долгосрочной основе - до 2000 г. - в развитии промышленной кооперации и технологического сотрудничества. Широки масштабы культурных обменов. В этой области Франция остается нашим крупнейшим партнером среди развитых капиталистических стран.

СЕРДЦЕВИНА ОТНОШЕНИЙ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Именно он служил основой развития наших отношений, особенно в последние два десятка лет. Советский подход к политическому диалогу с Парижем всегда тесно увязывался с борьбой за устранение военной опасности, оздоровление международного климата. И в те периоды, когда французское руководство проявляло реализм, этот диалог оказывал заметное воздействие на положение дел в Европе, да и на всю международную обстановку. Так было в тот период, когда утверждалась разрядка.

Особое значение имело то обстоятельство, что Франция первой среди западных держав признала незыблемость границы по Одеру - Нейсе, а затем активно содействовала успеху общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, которое закрепило положение о нерушимости послевоенных границ в Европе.

В условиях серьезного обострения обстановки в мире в последние годы внешняя политика Парижа сделала заметный крен в сторону от прежних ориентиров. Французское правительство поддержало планы размещения новых американских ракет в Западной Европе, усилило привязку страны к военной машине НАТО.

Известно, какие активные усилия предпринимал и предпринимает Вашингтон с целью если не парализовать, то затруднить работу механизма советско-французского сотрудничества. И хотя Париж категорически отвел американские домогательства о "санкциях" против СССР, например в связи с известным контрактом "газ-трубы", в некоторых отношениях трудности ощущаются в последние годы больше, чем раньше.

Атмосферу наших взаимоотношений отравляют непрестанные антисоветские кампании во французских средствах массовой информации, разжигаемые "атлантистами", противниками советско-французского сотрудничества. Соответственно несколько замедлился ритм советско-французского политического диалога.

К ОБОЮДНОМУ БЛАГУ

Важно, однако, то, что диалог продолжается и остается тем каналом, который позволяет вести с Францией обмен мнениями по кардинальным вопросам международной жизни. У нас с ней разные взгляды на причины ухудшения мировой обстановки, но диалог помог выявить общую озабоченность по поводу усиления военной опасности.

Есть расхождения и по ряду важных международных проблем, среди которых проблема ограничения гонки ядерных вооружений. "Мы не ставим знак равенства между Францией и странами, которые размещают у себя американские ракеты, - говорил на недавних переговорах с президентом Ф. Миттераном К. У. Черненко. - Но свою долю ответственности несут и те правительства, которые хотя и не принимали в своих странах американские ракеты, но активно поддерживают планы их развертывания". Можно полагать, что откровенный обмен мнениями по этому вопросу первостепенной важности заострит на нем внимание французской общественности и руководства, поможет осознать опасность такого курса, лучше понять законную тревогу Советского Союза.

Продолжающийся с Францией диалог свидетельствует о заинтересованности Парижа найти лучшее взаимопонимание с Советским Союзом, выявляет возможности сближения взглядов, выработки параллельных или совместных действий на международной арене. В частности, в итоге июньского визита президента Ф. Миттерана в СССР наметились возможности усиления взаимопонимания и взаимодействия с Францией в некоторых, так сказать, разоруженческих делах (недопущение милитаризации космоса, запрещение и ликвидация химического оружия), а также в вопросах, связанных с конфликтными ситуациями в некоторых районах мира (Ближний Восток, Центральная Америка, Южная Африка).

Шестьдесят лет с момента установления дипломатических отношений показали, что связи, взаимодействие Советского Союза и Франции призваны играть роль важного фактора всей современной международной жизни. Их сотрудничество идет на пользу не только им, но и делу безопасности в Европе и во всем мире.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно