aif.ru counter
94

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. Под бременем долгов

Выступая 24 сентября 1984 г. на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН перед представителями более 150 стран мира, большинство из которых - развивающиеся, президент США Р. Рейган заявил: "Мы всегда старались помочь другим"

Выступая 24 сентября 1984 г. на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН перед представителями более 150 стран мира, большинство из которых - развивающиеся, президент США Р. Рейган заявил: "Мы всегда старались помочь другим". Жонглируя многомиллиардными цифрами, он стремился убедить жир, что США и другие западные страны несут развивающимся странам процветание и прогресс.

О том, чем обернулась для стран "третьего мира" "помощь" Запада, рассказывается в публикуемой ниже статье.

В ПОСЛЕДНЕЕ время в западной печати предпринимаются попытки возложить ответственность за накопление огромной внешней задолженности государствами "третьего мира" на сами развивающиеся страны. При этом их обвиняют чуть ли не в подрыве основ кредитной системы Запада. Но ведь хорошо известно, что эта задолженность возникла под влиянием многих факторов, лежащих вне контроля развивающихся стран. Дело в том, что Запад стремится переложить на плечи развивающихся стран свои собственные трудности, вызванные последствиями мирового экономического кризиса и инфляцией.

В то же время западная пропаганда активно проталкивает тезис о "солидарной ответственности" капиталистических и социалистических государств за тяжелое экономическое положение развивающихся стран. Страны социализма решительно отвергают этот тезис: ответственность должны нести те, кто в течение многих десятилетий беспощадно грабил свои колонии, кто продолжает наживаться на страданиях народов развивающихся стран.

По оценке Международного банка реконструкции и развития (МБРР), среднесрочный и долгосрочный долг развивающихся стран на конец 1983 г. достиг 730 млрд. долл., увеличившись за последние пять лет более чем в два раза. Если в 1970 г, вся их задолженность составляла 59 млрд. долл., то в одном только прошлом году развивающиеся страны уплатили западным кредиторам в погашение долгов и процентов 96 млрд. долл. А с учетом краткосрочной задолженности общий размер их долгов возрастает до астрономической суммы в 810 млрд. долл. Если сопоставить валовой национальный продукт освободившихся государств с их внешним долгом, то получится следующая картина. Из каждого доллара товаров и других материальных благ, произведенных развивающимися странами, 38 центов подлежит уплате западным кредиторам, т. е. изымается в виде дани империализму.

ПРИЧИНЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Откуда появились такие долги? Известно, что развитие экономики требует средств, и причем немалых. В отличие от западных государств, которые создавали свою экономику в течение 100 - 150 лет, развивающимся странам история не выделила такого срока. Они должны были строить современную промышленность, начиная "с нуля". А на это нужны большие капиталовложения.

По оценкам специалистов, в настоящее время на 1 долл. прироста промышленной продукции необходимо первоначально вложить 3 долл. Таким образом, для того чтобы вырваться из тисков экономической отсталости, освободившимся государствам необходимо было мобилизовать крупные финансовые средства. А откуда их взять, если из-за систематического ограбления природных и финансовых ресурсов этих стран империалистическими державами объем внутренних накоплений был крайне мал? К тому же западные страны урезали и без того мизерную "помощь" развивающимся государствам, так и не выполнив рекомендации ООН о выделении на нужды развития 0,7% ВНП развитых стран.

И неудивительно, что в этих условиях развивающиеся страны были вынуждены обратиться за займами и кредитами к частным банкам.

ДОЛГОВАЯ ПЕТЛЯ ЗАТЯГИВАЕТСЯ

Мировой экономический кризис 1980 - 1982 гг. нанес тяжелый удар по развивающимся странам, вызвав самое крупное за последние 45 лет падение спроса и цен на сырье и другие товары их традиционного экспорта. В то же время при вывозе своей промышленной продукции освободившиеся государства натолкнулись на высокие протекционистские барьеры стран Запада.

К сказанному выше следует добавить беспрецедентный рост стоимости международного кредита под влиянием инфляции. Дело в том, что львиная доля кредитов частных банков развивающимся странам была предоставлена на условиях так называемой "плавающей" процентной ставки, т. е. ставки, не являющейся фиксированной, а изменяющейся в зависимости от конъюнктуры на денежном рынке. Если в 1975 г., например, заемщик платил за кредит в среднем 7% годовых, то в 1982 г. стоимость кредита возросла более чем в 2 раза и достигла 16% годовых. А между тем каждый процент роста этих ставок, по оценке директора-распорядителя МВФ Ж. де Ларозьера, оборачивается для освободившихся государств дополнительными расходами в 4 млрд. долл. В результате слабая экономика развивающихся стран не выдержала "напора" высоких процентных ставок, и целый ряд государств оказался не грани банкротства. Более того, возник своего рода "порочный круг". Для того чтобы погасить старую задолженность и проценты по ней, развивающиеся страны оказались вынужденными прибегать к новым кредитам и займам, а это вело к тому, что петля долговой кабалы еще туже затягивалась. Как полагают специалисты американского банка "Морган гэранти", в конце 80-х годов около 80% новых кредитов освободившимся государствам будет предназначено на погашение долгов. О каком же использовании средств на цели развития может тогда идти речь? Развивающиеся страны вынуждены брать кредиты, чтобы хоть как-то свести концы с концами. По данным МВФ, в 1982 - 1983 гг. свыше 30 освободившихся государств были вынуждены обратиться к своим кредиторам с просьбой о переносе сроков погашения полученных займов и кредитов на общую сумму более 100 млрд. долл. Среди них такие крупные заемщики, как Бразилия (93 млрд. долл.), Мексика (89 млрд, долл.), Аргентина (44 млрд. долл.).

ГРАБИТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА

Но соглашаясь на рефинансирование задолженности, империалистические государства стремятся использовать "долговой кризис" в своих целях - в качестве инструмента экономического и политического давления на развивающиеся страны, направленного на то, чтобы воспрепятствовать проведению в них прогрессивных социально-экономических преобразований, создать благоприятные условия для деятельности транснациональных корпораций.

Эксперты МБРР подсчитали, что в настоящее время освободившиеся государства в целом вынуждены ежегодно расходовать на погашение долгов и процентов примерно одну треть всех своих поступлений от экспорта, в то время как еще десять лет назад этот показатель не превышал 20%. При этом у многих стран сумма выплат по внешней задолженности даже превысила поступления от экспорта. Более того, с начала 80-х годов наблюдается прямой отток финансовых ресурсов из развивающихся стран по кредитным операциям. Так, в 1983 г. освободившиеся государства - крупнейшие должники уплатили честным банкам долгов и процентов на 21 млрд. долл. больше суммы полученных ими новых кредитов.

Накопление огромной внешней задолженности развивающихся стран ложится тяжелым бременем на их экономику, усиливает экономические и финансовые трудности, приводит к снижению темпов экономического роста, сокращению капиталовложений, свертыванию социальных программ. Так, например, ВНП государств Латинской Америки, на долю которых приходится свыше половины внешней задолженности всех развивающихся стран, сократился в 1983 г. на 3,3%, в том числе в Перу он уменьшился на 11,5%, в Мексике - на 4,5%, Бразилии - на 3,9%, причем доходы на душу населения в этих странах снизились на 5,5%, а безработицей охвачено около трети всего трудоспособного населения. Не лучшим образом обстоят дела и в освободившихся странах Азии и Африки. Как отмечал известный специалист по проблемам задолженности Дж. Эббот, чем больше долгов у развивающихся стран, тем меньше ресурсов остается у них на цели развития.

В чем же выход? Многие развивающиеся страны все яснее осознают, что действительное решение проблемы внешней задолженности может быть найдено лишь на путях коренной перестройки грабительской системы международного капиталистического кредита, на основе нового международного экономического порядка, построенного на демократических принципах равенства и справедливости.

Как отмечалось на Экономическом совещании стран-членов СЭВ на высшем уровне, социалистические страны являются последовательными сторонниками принятия эффективных решений и действий, направленных на исключение всякой эксплуатации в международных экономических отношениях.

Е. СМИРНОВ, кандидат экономических наук.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Можно ли одновременно эффективно работать и сидеть в гаджетах?
  2. В каких странах опасно пить воду из-под крана?
  3. Как действовать в случае пропажи ребенка?