Примерное время чтения: 6 минут
228

МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА. Почему мы говорим о политической культуре личности

Беседу ведут профессор, доктор философских наук Ю. П. ОЖЕГОВ, секретарь ЦК ВЛКСМ А. И. КОЛЯКИН, профессор, доктор философских наук, лауреат премии Ленинского комсомола В. Т. ЛИСОВСКИЙ. В разговоре принимает участие корреспондент "АиФ" А. Апполонова.

КОРР. Прежде чем мы начнем беседу, хотелось бы напомнить читателям, что год назад в трех номерах "АиФ", а именно в NN 33, 38 и 48, уже печатались материалы, в которых рассматривалось такое понятие, как "политическая культура личности". Одним из них был, в частности, ваш, Юрий Петрович. И вот сегодня мы снова возвращаемся к этой теме. Чем, по-вашему, диктуется необходимость такого разговора?

ОЖЕГОВ. В современном мире идет резкая политизация всех сфер жизни. А при этом практический опыт, результаты социологических исследований показывают, что у, нас молодежь порой недостаточно разбирается в сущности идеологических диверсий классового противника, осуществляемых, если так можно выразиться, на стыках политики и художественной культуры, политики и религии, политики и спорта, политики и моды.

Главную задачу мы видим в том, чтобы молодежь, как говорил товарищ К. У. Черненко, в полную силу подключилась к той многоплановой работе, которую наша партия определяет как совершенствование развитого социализма. Но процесс формирования трудолюбивого, социально активного, нравственно здорового молодого поколения развивается отнюдь не стихийно, его надо формировать, направлять.

Наши классовые противники не идут сегодня на открытую идейную полемику, они пытаются подменить ее полемикой психологической, или, как, нимало не стесняясь, они сами ее именуют, - "психологической войной". И ведется она как раз в расчете на человека, политически слабо грамотного. И вот - конкретные данные социологов: разного рода слухам доверяют, например, 8% старшеклассников, более 12% учащихся ПТУ и только 0,6% студентов.

КОРР. Может быть, мы коснемся здесь вопроса о социологической пропаганде, поскольку именно с ее помощью, исподволь, без какого бы то ни было явного нажима, ведется обработка сознания молодежи социалистических стран...

ЛИСОВСКИЙ. Сам этот термин, я уверен, многие молодые уже слышали. Слышать-то слышали, а вот пытались ли анализировать? Задумывались ли, как с помощью кино, радио, с помощью выставок и других самых различных каналов нам пытаются навязать такие стереотипы буржуазного образа жизни, как аполитичность, потребительство, индивидуализм?

КОЛЯКИН. Идеологических противников, стремящихся с помощью "фирменных", как говорит молодежь, вещей привить нам преклонение перед западным образом жизни, радует, что отдельные юноши и девушки рекламируют на своей одежде символику государств, которые сегодня проводят антисоветскую политику. Ведь от политической наивности до аполитичности недалеко. Можно ли сказать, что мы этого боимся? Нет, конечно, хотя и недооценивать это явление нельзя.

Пусть нынешние подростки поспрашивают своих мам и пап про их молодость - многие с удивлением узнают, что те, кого в свое время называли "стилягами", - это были не только отрицательные персонажи повестей и фильмов, это было частью жизни конца 50-х - начала 60-х годов. И кстати, прекрасная пьеса В. Славкина "Взрослая дочь молодого человека" - она разве не о том, что стиль, внешние проявления нонконформистского, как мы говорим, отношения к действительности не есть отрицание этой действительности, отнюдь! Это свойственный молодости порыв, попытка найти свой, нетрафаретный стиль поведения, которым хочется заявить о себе, о своем "я": вот, мол, смотрите - я пришел в этот мир, я есть, я таков... Узкие брюки прошли сами собой, а ребята, которые их носили, выросли в зрелых мужчин. Работают, воспитывают детей. И это, как правило, вполне достойные люди.

ЛИСОВСКИЙ. Вкусы воспитывает в себе человек, вкусы воспитывает общество... С вопросами молодежной моды мы в своем обществе разберемся сами. И уже сейчас, я знаю, делается многое, чтобы молодой человек, девушка, придя в магазин, нашли для себя именно те товары, которые бы отвечали их запросам. Опасность же представляет то обстоятельство, что, бездумно копируя те трафаретки, которые ему подсовывают с Запада, иной молодой человек теряет жизненно важные нравственные ориентации. Не буду повторять очевидного - в погоне за модными джинсами, за престижными вещами можно пробегать всю жизнь. Пробегать, просуетиться. Хорошо, если возраст, интуиция, чутье заставят человека, "остановиться, оглядеться". Но сколь велика вероятность того, что это произойдет?

ОЖЕГОВ. Все это тоже имеет самое непосредственное отношение к предмету нашего сегодняшнего разговора - к политической культуре личности.

Жизнь сегодняшнего мира обязывает каждого из нас занимать четкую классовую позицию по всем вопросам современности. Выработать ее для себя (не просто принять, но именно - выработать) обязан каждый. А чтобы выработать - нужно учиться политграмоте, которую Ленин определял как элементарное представление о классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, понимание сути и значения важнейших событий. И наконец, главное - принимать активное участие в общественно-политической жизни.

КОЛЯКИН. В нашей Стране молодежи смело поручают серьезные, ответственные дела. Она активно и полноправно участвует в управлении государством и обществом. Люди в возрасте до 30 лет составляют треть количества народных депутатов.

В высший орган государственной власти - Верховный Совет СССР избрано 225 комсомольцев. Свыше 3,6 млн. юношей и девушек входят, в состав выборных профсоюзных органов. Главным образом руками молодых ведется освоение крупнейшего газонефтеносного района в Западной Сибири, сооружается Байкало-Амурская магистраль, проложен газопровод Уренгой - Помары - Ужгород, равного которому в Европе не существует. Но в то же время партия видит и негативные явления в молодежной среде. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что нас "беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность" части молодежи. В полной мере это можно отнести к таким людям, о которых упомянул сегодня профессор Лисовский. На искоренение этих недостатков и направлено постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи". На Западе появление этого документа поспешили выдать за "недовольство советской молодежью", на самом же деле это очередное яркое проявление искренней заботы нашего общества о подрастающей смене.

ЛИТЕРАТУРА

Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 - 15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983.

БЛИНОВ Н. М., ОЖЕГОВ Ю. П., ШЕРЕГИ Ф. Э. Политическая культура молодежи, М., "Молодая гвардия", 1982.

ТОЩЕНКО Ж. Т. Идеология и жизнь. М., "Советская Россия", 1983.

ЛИСОВСКИЙ В. Т. Что значит быть современным? М., Политиздат, 1983.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно