Примерное время чтения: 6 минут
383

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Морской транспорт страны

более 1700 автоматизированных транспортных судов с неограниченным районом плавания насчитывает сегодня советский морской флот

***

в 40 раз выросла грузоподъемность советских судов за годы Советской власти

***

свыше 1200 портов 125 стран мира посещают ежегодно суда под советским флагом

***

Морской флот СССР недавно отметил свое шестидесятилетие. Продолжая славные традиции русских мореплавателей, наш флот уверенно занимает ведущие позиции в мире. Перед работниками этой отрасли народного хозяйства стоит ответственная задача - полностью и своевременно удовлетворять потребности страны во внутренних и внешних перевозках. О том, как она сегодня решается, рассказывает заместитель министра морского флота Б. А. ЮНИЦЫН в беседе с журналистом М. Каганским.

- Борис Алексеевич, вначале коротко расскажите о том, что представляет из себя советский морской транспорт? Какая роль отводится ему в решении важных народнохозяйственных задач?

- Советский морской транспорт - это построенные по последнему слову техники суда, современные причалы и комплексы для перегрузки всех видов грузов, мощная ремонтная база. Морской флот - неотъемлемая часть единой транспортной системы, транспортного комплекса страны. Если в двадцатые годы средний дедвейт (полезный груз) транспортного судна составлял полторы-две тысячи тонн, то в настоящее время он достиг восьми - восьми с половиной тысячи тонн.

Успешно реализуется комплексная программа транспортного освоения Арктического бассейна. В состав арктического флота входит серия многоцелевых судов, способных самостоятельно преодолевать льды толщиной до одного метра и работать при пятидесятиградусном морозе. Такие суда вбирают в себя основные транспортно- технологические особенности контейнеровоза, балкера и ролкера (специализированных судов с различными способами погрузки-выгрузки). Первенец такой серии - теплоход "Норильск" Мурманского пароходства. В марте прошлого года это ледокольно- транспортное судно впервые совершило самостоятельный рейс в Дуднику.

- XXVI съезд КПСС поставил важную народнохозяйственную задачу - обеспечить круглогодичную навигацию в западной части Северного морского пути и своевременную доставку грузов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Как она решается?

- Успешно. Установлена круглогодичная навигация на дудинском направлении. Горнометаллургический комбинат и город Норильск бесперебойно обеспечиваются всем необходимым - промышленными товарами, продуктами, сырьем. Полностью удовлетворена потребность в перевозках грузов в другие районы Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина.

Судоходство в замерзающих морях и Арктическом бассейне имеет для нашей страны особое значение. Более 90 процентов грузов в районы Севера и Дальнего Востока поставляется морским транспортом, практически от него почти полностью зависит хозяйственное и культурное развитие этих районов. В Дальневосточном бассейне он связывает порты Приморского и Хабаровского краев с Сахалином, Магаданом, Камчаткой, Чукоткой, Арктикой.

Сегодня Северный морской путь превратился в "улицу" не с односторонним движением, как прежде, а с двусторонним: по ней идут грузы для полярных станций, геологоразведчиков, строителей, а обратно - с северных месторождений и предприятий - вывозится сырье и готовая продукция через полярные порты Игарка и Дудинка.

- А чем запомнится морякам нынешний год?

- Ледокольщики самым памятным событием нынешнего года считают необычно раннее - в начале июня - открытие навигации в восточном секторе Арктики. Флагман атомного флота ледокол "Леонид Брежнев" провел к Певеку теплоход "Мончегорск" - первенец новой серии арктических судов. Этот ледовый рейс доказал возможность ранней доставки грузов в восточный сектор, открыл еще одну трассу, по которой суда смогут проходить в случае тяжелой ледовой обстановки в проливе Лонга.

Это действительно важное событие. Вспомним прошлогоднюю осень. Тогда караван судов смог пробиться к порту назначения только с помощью атомного богатыря "Леонид Брежнев". Проход через тяжелые льды, как в фокусе, отражает и современный уровень флота, и возросшую выучку экипажей, их профессиональное мастерство. В нашей стране создан современный ледокольный флот, в составе которого - атомные ледоколы, теплоходы усиленного ледового класса типа "Норильск" и много другой техники, которая повысила надежность и эффективность транспортных связей в Арктике. Ученые предполагают, что к началу нового тысячелетия Северный морской путь по объему грузоперевозок сможет соперничать со строящейся Байкало-Амурской магистралью.

Важную, а в ряде случаев решающую роль морской транспорт играет в решении задач по выполнению Продовольственной программы и транспортному обеспечению агропромышленного комплекса. Продовольственные грузы составляют до 16 процентов общего объема перевозок морского транспортного флота. Перевалка продовольственных грузов через морские порты превышает 50 миллионов тонн ежегодно.

У нас разработана отраслевая комплексная программа морских перевозок продовольственных грузов до 1990 года. Она предусматривает развитие материально- технической базы морских портов с высокоэффективными перегрузочными комплексами, разработку и внедрение передовой технологии погрузочно-выгрузочных работ, транспортно-технологических систем перевозки продовольственных грузов на кубинском, вьетнамском и болгарском направлениях, а также в Арктику и Дальний Восток.

Суда Минморфлота нередко перевозят такие грузы, которые не под силу другим видам транспорта. С помощью наших специалистов, например, разработана уникальная технология доставки "огненного груза" - агломерата, температура которого превышает семьсот градусов, в Жданов, на завод "Азовсталь". Эти перевозки экономят народному хозяйству миллионы рублей в год.

- Не секрет, что флот капиталистических стран часто используется как орудие экономического и политического давления на партнеров по торговле.

На каких принципах строятся наши взаимоотношения, как решаются совместные транспортные проблемы, например, в рамках СЭВ?

- В первые после Великой Октябрьской революции годы объектом такого давления явилась и наша молодая республика. Ныне же полная грузоподъемность советских судов достигла 19 миллионов тонн. Практически нет таких морей и океанов, где бы не плавали суда под советским флагом. Особо тесные контакты установлены с нашими партнерами из стран - членов СЭВ.

На взаимовыгодной основе сотрудничает наша страна с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Главные партнеры здесь Индия, Аргентина, Бразилия... Всего свыше половины всех внешнеторговых грузов поступает к нам морем.

Мощная транспортная артерия - переправа Ильичевск - Варна соединила берега двух братских государств - СССР и НРБ. Для перевозок здесь используются крупнейшие в мире морские паромы водоизмещением 23 тысячи тонн. На каждом из них размещаются 108 четырехосных железнодорожных вагонов. Время доставки грузов по сравнению с сухопутными перевозками сократилось на 5 - 8 суток. Сейчас строится еще один "мост дружбы" - высокопроизводительный паромный комплекс Клайпеда - Засниц (ГДР).

Наши пароходства - хозрасчетные самоокупаемые организации. Тем самым поддерживаются высокая конкурентоспособность советского флота, его престиж. Появляется возможность постоянно совершенствовать технологическую базу, создавать принципиально новые транспортно-технологические системы - контейнеровозные, лихтеровозные и другие. В наших портах действуют высокомеханизированные перегрузочные комплексы - в нынешнем году их мощности увеличатся еще на четыре миллиона тонн грузов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно