aif.ru counter
40

КРУГЛЫЙ СТОЛ "АиФ". Без скидки на молодость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 14/08/1984

О творческой судьбе молодого писателя в СССР беседует секретарь правления Союза писателей СССР Ф. Ф. КУЗНЕЦОВ, директор издательства "Молодая гвардия" В. И. ДЕСЯТЕРИК, поэт О. И. ШЕСТИНСКИЙ. Ведет беседу корреспондент "АиФ" А. Апполонова.

КОРР: Тема сегодняшнего "Круглого стола" - работа с творческой молодежью в СССР. Конкретно - с молодыми писателями. И если позволите, Феликс Феодосиевич, я напомню читателям "АиФ" вашу мысль о том, что мы на уровне обыденного сознания, в повседневности дел редко задумываемся о том, что мир сейчас не просто расколот, в мире идут процессы необычайной сложности, которые не могут не определять позицию любого человека, не говоря уже о писателях.

КУЗНЕЦОВ: Задумывались ли вы о том, что борьба за духовные и нравственные ценности - это тоже идеологическая борьба? Столкновение двух начал в современном мире не является абстрактным борением сил добра и зла. Это противоборство - классовое. Борьба идет сегодня за исходные, коренные принципы и нормы, за нравственные позиции человека в этом мире.

Философия общества потребления не изолирована, не нейтральна по отношению к нашей жизни. Сейчас - не будем этого забывать - совершенно особую роль играют средства массовой информации, они несут нам из-за рубежа эманации потребительского общества. Специфика и своеобразие момента заключается как раз в том, что, отстаивая коренные, фундаментальные гуманистические ценности человека и общества, мы с неизбежностью приходим к тому, насколько важна роль социальной, политической, общественной позиции человека в современном мире.

Именно такой позиции мы ждем от молодого писателя. Конечно, надо, чтобы люди, вступающие в литературу, обладали внутренней деликатностью, культурой общения, скромностью, были бы поглощены своим делом. Но основой основ должна быть гражданская позиция писателя. Высшая культура человека - это культура политическая, способность и возможность с классовой точки зрения осознавать историю, современность.

ШЕСТИНСКИЙ: Напомню слова, которые на совещании молодых писателей сказал об участниках своего семинара поэт Владимир Фирсов: "Красивые люди, очень советские". Точная мысль. Нас радовали социальная зрелость большинства участников, ясная политическая ориентация, их преданность коммунистическим идеалам.

КОРР: Да, но именно это бесконечно раздражает кое-кого на Западе. Некоторые западные радиостанции стараются убедить слушателей: если в СССР печатается произведение молодого литератора, то это обязательно - "функционер"; истинному дарованию в СССР- де дороги нет: оттеснят, затолкают, затрут...

ДЕСЯТЕРИК: "Молодая гвардия", как вы знаете, - наше центральное комсомольское издательство. Мы первыми издавали произведения Николая Островского, Михаила Шолохова, Юрия Бондарева, Михаила Алексеева, Василия Шукшина, Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Василия Быкова, Ивана Стаднюка. И мы рады, что у "Молодой гвардии" с этими писателями столь зримые плоды творческой дружбы: от книги-дебюта до первого собрания сочинений.

Что же до новых имен в литературе, то уже выходят книги участников недавнего совещания: Сергея Агальцова, Татьяны Максименко. Анатолия Тепляшина, Сергея Панасяна, Николая Исаева, Вячеслава Казакевича и других.

ШЕСТИНСКИЙ: Для читателя не существует какой-то особой литературы молодых, он не делает скидку на молодость автора той или иной публикации. Если в книге нет глубокой проработки проблем, яркой образности, читатель вправе бросить упрек и автору, и издателю...

ДЕСЯТЕРИК: Именно поэтому мы издаем далеко не все, что нам присылают на рассмотрение. Рукописи молодых, которые поступают в издательство, подчас грешат не только несовершенством стиля. В этих работах иногда ощущается и очень рыхлая идейная позиция. Частный факт, встреченный в жизни отдельный негативный случай иной автор готов возвести в ранг общенационального явления. Нам всегда будут чужды пристрастия к нытью, полет музы в какие-то туманно-необозримые дали, которые даже при высокой в целом стихотворческой технике не волнуют, не вызывают у читателей серьезных, глубоких чувств.

КОРР: Тезис, который часто привлекается для того, чтобы исказить характер творческой работы с молодыми литераторами, сводится к тому, что она работают по указке, по директивам "сверху". Что в связи с этим можно сказать о такой форме творческого содружества издателей и молодых писателей, как социальный заказ?

ДЕСЯТЕРИК: Широко используем его, намерены и дальше выступать в роли организаторов подобного содружества с молодыми, ибо убеждены - это необходимая для начинающего писателя школа. Мы приглашаем молодых литераторов на еженедельные семинары, где выступают специалисты, партийные и комсомольские работники, известные писатели; затем участники семинара разъезжаются в командировки. С. Сартаков определил произведения многих молодых, уже напечатанные в журналах или изданные отдельными книгами, как работы "восковой спелости". Без глубоких жизненных наблюдений, без поддержки мастеров большой литературы - а она выражается во внимании к молодым, во встречах с ними - писатель может и не состояться.

КОРР: К вашему ответу я позволю себе добавить слова Михаила Александровича Шолохова, которые, без сомнения, являются концептуальными для понимания творчества советского писателя: "О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы мы пишем по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и народу".

КУЗНЕЦОВ: Характер героя современности как в жизни, так и в литературе отличают повышение социальной активности, ответственности, развитие инициативы, деловитости, воспитание сознательной дисциплины, нетерпимости к недостаткам. Назову в этой связи такие произведения, как "Грядущему веку" Г. Маркова, "Территория" О. Куваева, "Картина" Д. Гранина. Если брать реальные характеры людей из жизни, "с передовых, - как говорил Ленин, - интеллигентных рабочих", современных партийных работников, директоров заводов, героев строек, то отставание литературы тут, без сомнения, есть.

В начале лета я был в Армении. Мы встречали там таких внутренне убежденных, таких страстных людей, на высоком накале самых чистых и светлых гражданских страстей, что неизменно поражались: каких людей выковала наша жизнь! Вот это звено активно деятельных людей, которые полностью поглощены делом, им доверенным, мало встречаем мы пока что в литературе молодых.

Без любви к своей стране, к своему народу ничего значительного в литературе не создашь. Таков закон искусства, через который не переступить. Любовь к социалистическому отечеству, патриотизм, народность, гражданственность, партийность - вот главные координаты в творчестве, главное условие, чтобы дарование, талант писателя не только были реализованы, но и утвердили себя на уровне великих традиций нашей литературы. И мы ждем этого от талантливой молодежи. Без каких бы то ни было скидок на их молодость.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы