51

ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. Невежество, которое потрясает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 17/07/1984

* "В американских школах наметилась тенденция ослабления требований к ученикам по математике и естественным наукам... Признаки ухудшения образования видны во многом".

Дж. Кейруорт, советник президента США.

* Ученик 12-летней школы США изучает геометрию и химию лишь в течение одного года. Советский школьник изучает эти дисциплины соответственно 5 лет и 4 года.

* Доля малограмотных среди выпускников американской средней школы, согласно данным печати, достигает 20 проц., а среди национальных меньшинств превышает 40 процентов.

* Четверть новобранцев военно-морского флота США не может читать тексты уровня 9 класса - минимума, необходимого для понимания инструкций по технике безопасности. Поэтому армейские учебники и инструкции часто написаны упрощенным языком и изобилуют картинками.

* В школах США обучение ведется только на английском языке, хотя для 10 млн. учащихся он не являлся родным.

* За последние три года стоимость высшего образования в США возросла более чем на 30 процентов. Согласно оценкам американского совета по вопросам просвещения, в следующем учебном году стоимость обучения увеличится не менее чем на 8 процентов.

"img src="29aif07_2.gif""

По материалам печати США

***

НЕДАВНО специальная служба ЕЭС представила доклад о положении дел в области образования некоторых стран - членов "Общего рынка". Среди 270 млн. граждан, проживающих в странах ЕЭС 21 млн. неграмотных.

* В Великобритании, издавна гордившейся своими традициями в области просвещения, сегодня насчитывается 2 млн. человек, не умеющих читать и писать.

* Долгое время считалось, что в ФРГ проблема неграмотности практически решена. Однако проведенные обследования показали, что в стране около 3 млн. человек неграмотны или малограмотны.

* Во Франции более 2 млн. человек не умеют читать и писать.

* Рекорд же по количеству неграмотных принадлежит Италии - там их насчитывается 31 млн. человек.

* Не отстают от своих западноевропейских союзников и Соединенные Штаты Америки. Сегодня в самой развитой стране капиталистического мира насчитываются десятки миллионов неграмотных.

В последнее время в США и других капиталистических странах все чаще сталкиваются с понятием "функциональная неграмотность". Это означает, что человек, обладающий элементарными знаниями, умеющий писать, читать и считать, во многих жизненных ситуациях обнаруживает явную недостаточность своего образования. В одном из выступлений министр образования США Т. Белл заявил, что свыше 70 млн. американцев из-за своей безграмотности "испытывают серьезные трудности в современном обществе".

Анализ уровня образованности среди различных слоев населения США показывает, что неграмотными и "функционально неграмотными" являются представители неимущих слоев населения. "О каком образовании, о каких знаниях может идти речь, - сказал в беседе с корреспондентом Си-Би-Эс один из таких обездоленных, М. Фокс, - когда целыми днями стоишь в очереди то на бирже труда, то за бесплатной похлебкой?!"

Сегодня 40 проц. представителей беднейших слоев американского общества не умеют читать и писать, среди негров этот показатель достигает 44 проц., среди иммигрантов из стран Латинской Америки - 56 процентов.

Выступая в феврале нынешнего года на конференции Национальной ассоциации директоров средних школ, президент США Рейган вынужден был признать, что более 10 проц. всех американцев в возрасте 17 лет практически неграмотны, а уровень преподавания в школах все время снижается.

Американская газета "Даллас таймс геральд" пошла в своих выводах дальше. "Наши школьники, - писала она, - находятся на последнем месте по уровню знания математики, естественных наук и географии в сравнении со своими сверстниками в остальных развитых капиталистических странах". Показательно, что почти каждый пятый американский ученик со средней успеваемостью не может отыскать на карте Соединенные Штаты. В 65 проц. колледжей и университетов - вузах, где обучаются вчерашние школьники, - действуют специальные курсы чтения и письма (!).

"СИСТЕМА школьного образования в Соединенных Штатах переживает глубокий кризис, - указывается в докладе министерства образования США. - На протяжении последних десятилетий американские подростки получали в государственных школах недостаточные знания". А известный буржуазный социолог Дж. Гэллап признал, что "выпускники американских средних школ ужасают своим невежеством".

Кризис школьного образования вызван прежде всего всевозрастающими сокращениями правительственных ассигнований на нужды школ. Менее чем за три последних года бюджет министерства образования и его штат были сокращены почти на 25 процентов. А в прошлом году глава Белого дома договорился до того, что предложил вовсе ликвидировать министерство образования, передать его функции властям штатов и округов. При известной скудости местных бюджетов это означает практически свести на нет массовое образование в США. В настоящее время федеральные средства не составляют и 9 проц. школьного бюджета страны. За годы своего правления нынешняя администрация урезала помощь школам более чем на 4 млрд. долларов. Результат - многие школы закрываются из-за нехватки средств, увольняют учителей, сокращаются до минимума школьные программы, дети занимаются в тесных и плохо освещенных классах, многие школьники не имеют учебников, 5 млн. американских детей вообще не посещают школу, 3 миллиона учатся менее 5 лет.

НЕ ЛУЧШЕ обстоит дело и в вузах Америки. Поступление в колледж или университет считается делом престижным, оно доступно далеко не каждому. И суть не столько в уровне знаний и способностях, сколько в социальной принадлежности и в материальном достатке. Ведь взнос только за право обучаться в колледже составляет в среднем 5 тыс. долларов. Стоимость же самого обучения в течение четырех лет обходится в 8 - 9 тыс. долларов.

Однако и в дорогостоящей высшей школе США студенты получают далеко не блестящие знания. Учащиеся в вузах часто проявляют поразительную наивность в различных областях. По свидетельству газеты "Балтимор сан", многие студенты колледжей не смогли ответить, когда началась вторая мировая война. Для большинства опрошенных было открытием, что США во время этой войны воевали против Японии. А одна студентка прямо-таки потрясла своими "познаниями", утверждая, что "сначала японцы сбросили атомную бомбу на США, а потом уж американцы объявили им войну".

Еще одним красноречивым показателем низкого уровня преподавания в высших учебных заведениях США стали результаты опроса, проведенного среди студентов географического факультета университета в Санта- Ане (штат Калифорния). 75 проц. будущих географов не смогли показать на карте, где находится Сальвадор, 55 проц. так и не нашли Персидский залив и Иран, 16 проц. были не в состоянии провести хотя бы приблизительно границы СССР.

Удручающим показателем является и постоянный спад интереса подавляющего большинства американцев к книгам. По сообщению газеты "Интернэшнл геральд трибюн", к книголюбам в Америке причисляют теперь и тех, кто прочел за полгода хотя бы несколько страниц. Показательно, что за последнее десятилетие в стране не увеличивается число продаваемых книг (хотя население за этот период возросло примерно на 20 млн. человек).

"Итак, - заключалось в заявлении члена палаты представителей американского конгресса П. Саймонса, - неграмотность в нашей стране является проблемой общенационального масштаба, которая продолжает обостряться. И плохо то, что перспективы в этом вопросе отнюдь не утешительны".

Н. СОБОЛЕВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество