Примерное время чтения: 5 минут
97

ПРОФСОЮЗЫ В СССР. Чтобы предотвратить трудовой конфликт

В СССР, где все средства производства находятся в руках трудящихся, администрация и рядовые работники в равной мере заинтересованы в соблюдении законодательства о труде, в выполнении планов предприятия, в укреплении трудовой дисциплины. Поэтому у нас, в отличие от капиталистических стран, нет и не может быть объективных предпосылок, ведущих к антагонизму во взаимоотношениях администрации предприятия с рабочими и служащими.

Однако нарушения законов о труде все же имеют место. На ряде предприятий не соблюдается режим труда и отдыха: рабочие и служащие привлекаются к работе в выходные дни и сверхурочно в случаях, не предусмотренных законом, нарушается порядок оплаты этих работ. Имеются факты незаконных увольнений трудящихся, лишения их премий и т. д.

Свидетельством последовательного расширения прав профсоюзов по контролю за соблюдением трудового законодательства является образование в системе профсоюзов в 1977 г. ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА, которая создана в центральных комитетах, республиканских, краевых и областных советах профсоюзов.

Задачи

ПРОВЕРКИ, проводимые инспекторами на предприятиях, позволяют установить нарушения трудовых прав рабочих и служащих, причины и условия этих нарушений, принять меры для их устранения и - что самое главное - предупреждения, оказать правовую помощь профсоюзному комитету, товарищеским судам, комиссиям по трудовым спорам.

Принятые недавно постановления об усилении работы по укреплению трудовой дисциплины предоставляют профсоюзным организациям новые возможности для активного влияния на работу каждого труженика, поощрения передовиков производства борьбы с нарушителями дисциплины. Учитывая, что указанными постановлениями предусмотрены дополнительные меры воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, особая роль в правильном, а следовательно, и эффективном применении этих мер принадлежит правовым инспекциям труда и юридическим консультациям профсоюзов.

Ежегодно правовыми инспекциями труда проверяется более 30 тыс. предприятий и организаций, выдается в среднем около 25 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде.

Полномочия

С целью контроля за соблюдением трудового законодательства правовой инспектор труда имеет возможность беспрепятственно проходить в любое время на предприятие или в организацию. Администрация обязана по просьбе инспектора предоставлять ему приказы, распоряжения, другие необходимые документы, давать объяснения по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

Проверяя предприятия, правовая инспекция труда особое внимание обращает на соблюдение законодательства о трудовом договоре. И это не случайно - большинство советских людей реализует конституционное право на труд путем заключения договора с администрацией. Нарушения этого законодательства, особенно при расторжении трудового договора, ущемляют интересы рабочих и служащих, вызывают обоснованные жалобы.

В случаях выявления бесспорного нарушения правовой инспектор труда выдает администрации предписание, обязательное для исполнения. По предписаниям правовых инспекции в целом по стране ежегодно восстанавливается на работе более 3,5 тыс. необоснованно или незаконно уволенных трудящихся.

Проводимая инспекцией работа способствует укреплению законности в трудовых отношениях. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что с момента образования правовой инспекции наметилась устойчивая тенденция к уменьшению количества обращений трудящихся к судебной защите. Так, в 1983 г., по сравнению с 1976 г., количество исковых заявлений о восстановлении на работе уменьшилось на 20 процентов. Материальный ущерб, причиненный государству оплатой вынужденного прогула незаконно уволенным лицам, также значительно уменьшился.

В 1983 г. правовыми инспекциями на тысячах предприятий проверено, как они соблюдают положения о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределении жилой площади. Большинство выявленных нарушений жилищного законодательства по предложению инспекции исправлено в ходе проверок.

При обнаружении явных, грубых нарушений трудовых прав рабочих и служащих (например, увольнение беременных женщин по инициативе администрации без согласия профкома) правовой инспектор труда вправе применить к виновному должностному лицу денежный штраф в размере до 50 руб. или поставить перед соответствующим органом вопрос о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности. За последний год правовыми инспекциями было подвергнуто штрафу около 3 тыс. хозяйственных руководителей.

В целях укрепления законности в трудовых отношениях правовые инспекции могут вносить на рассмотрение администрации и профкомов предприятий и организаций, вышестоящих хозяйственных и профсоюзных органов предложения об устранении наиболее характерных нарушений, выявленных в ходе проверок. Только в 1983 г. было внесено более 20 тыс. таких предложений.

О состоянии дел в обеспечении трудовых прав рабочих и служащих информируются в необходимых случаях партийные и советские органы. Используются и другие пути укрепления законности.

Участники

Эффективный профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав рабочих и служащих немыслим без активного участия в этой работе профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, которых в нашей стране насчитывается около 750 тысяч. Учитывая это, одним из главных направлений в работе инспекций является организация общественного контроля за соблюдением законов о труде со стороны профкомов.

Правовая инспекция труда строит свою работу по контролю за соблюдением трудового законодательства о труде во взаимодействии с постоянными комиссиями Советов народных депутатов, органами прокуратуры, юстиции, суда и комитетами по труду, другими государственными органами, а также органами народного контроля. Так, в Украинской, Белорусской, Узбекской союзных республиках, в Краснодарском крае, Калининградской, Тульской и ряде других областей различные мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о труде зачастую проводятся инспекциями по планам, согласованным с органами прокуратуры и юстиции.

Охрана прав и свобод граждан является в соответствии с Конституцией СССР обязанностью всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Расширение правовой основы всей деятельности советских профсоюзов - одно из свидетельств дальнейшего развития советской социалистической демократии.

В. ШТИФАНОВ, заведующий сектором юридического отдела ВЦСПС

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно