Примерное время чтения: 6 минут
81

ЛИЦО "СВОБОДНОГО" МИРА. Мафия на службе капитала

ИТАЛЬЯНЦЫ знали Джорджо Фаву как талантливого журналиста и драматурга, разоблачавшего преступления мафии. Его убили. И вновь - в который уже раз! - возникает вопрос: как государство может мириться с этим злом? Разве каждое подобное преступление - не вызов обществу со стороны мафиози, нагло пренебрегающих его законами?

Но, может быть, противоречие это кажущееся, и буржуазное государство и мафия вовсе не противостоят друг другу, как должны противостоять блюститель закона и преступник? В случае, если полицейский и вор - сообщники... Да, мафия и буржуазия больше, чем сообщники, они - единомышленники и исторические союзники. Многое их роднит.

МАФИОЗО - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Современная мафия - это не только и не столько сборище торговцев наркотиками, сутенеров, шантажистов и гангстеров. Мафия - это прежде всего активно и практически легально действующая на капиталистическом рынке сила. Невозможно точно оценить суммы, вложенные мафией в круговорот капиталистического воспроизводства - в строительство, банковское дело, транспорт. Они не поддаются учету, но известно, что состояния отдельных "семей" мафиози исчисляются сотнями миллиардов лир. Но как бы там ни было, первоначальный капитал нажит преступным путем: шантажом, грабежом, убийством.

Один пример. Мафия откупила монопольное право на выполнение транспортных работ при строительстве крупного морского порта в Пьяна ди Джойа Таура и заработала на этом колоссальные барыши. Вложенный в эту операцию 1 млрд. лир клан мафии получил от американского мультимиллионера Гетти в качестве выкупа за возврат его похищенного внука.

Но разве не преступным, по существу, путем, не чужим потом и кровью нажито всякое крупное состояние? Различие лишь в том, что "классический" капиталист совершает свои преступления на "законном" основании.

Предприятие, принадлежащее мафии, в принципе ничем не отличается от обычного капиталистического производства. Но, как правило, оно оказывается более эффективным и конкурентоспособным. На то есть несколько причин, из числа которых, правда, по мнению экспертов, необходимо исключить какие-то особые административные способности мафиози. Секрет их процветания в сфере легального бизнеса заключается в том, что им удается доводить капиталистические производственные отношения до их логического предела. На предприятиях, принадлежащих мафии, не заключаются коллективные договоры, запрещены профсоюзы. Шантажом, физической расправой с недовольными хозяин-мафиозо добивается такой степени сверхэксплуатации, о которой его конкуренты могут только мечтать. Впрочем, многие капиталисты уже перенимают опыт мафии и прямо обращаются к их помощи. Так, транснациональная корпорация "Кока-кола", недавно построившая свои новые заводы на юге Италии, пользуется на них услугами мафиози.

Мафиозо как предприниматель, кроме того, с легкостью прибегает к насилию в борьбе за рынок. Конечно, и сам он отнюдь не застрахован от того, чтобы стать жертвой подобного способа ведения дел. Подсчитано, например, что 57 проц. убийств, совершенных в ходе "выяснения отношений" между калабрийскими "семьями", были совершены в ходе борьбы за сферы влияния.

Таким образом, гипотетическую "войну всех против всех" на капиталистическом рынке, скрытую от непосвященных за биржевыми сводками, соглашениями о слиянии, банкротствами и т. п., мафия превращает в реальные боевые действия. И здесь мафия доводит отношения, существующие в буржуазном обществе, почти до гротесковой обнаженности.

Существует немало параллелей между буржуа и мафиозо. Ведь они исповедуют одну мораль. В основе отношения мафиози к окружающему миру, как отмечал еще сто лет назад исследователь Дж. Питре, "лежит гипертрофированное представление о силе одной личности, силе, которая является арбитром в любом споре, любом столкновении интересов...". Вывод Питре можно с полным основанием отнести и на счет буржуазии, о которой В. И. Ленин писал, что она "готова на все дикости, зверства и преступления, чтобы отстоять гибнущее капиталистическое рабство".

ОПОРА ВЛАСТИ

Зачастую интересы мафии и правящей элиты совпадают, казалось бы, самым неожиданным образом.

* Итальянское правительство согласилось разместить на Сицилии американские ракеты в расчете на политические и экономические дивиденды, обещанные Вашингтоном. Мафия же надеялась хорошо заработать на спекуляциях земельными участками под новые базы, а затем сорвать куш и на строительстве стартовых площадок и казарм. Член руководства и секретарь областного комитета коммунистической партии Пио Ла Торре был одним из тех, кто стоял на пути к осуществлению этих планов. Он был автором внесенного в парламент законопроекта о борьбе с мафией, а также активно протестовал и против появления новых американских ракет на итальянской земле. Его убили накануне организованной им антиракетной манифестации.

* Не так давно в печать просочились признания, сделанные одним попавшимся с поличным мафиозо: в ответ на услуги, оказываемые мафии неким Антонио Мурмура, сенатором от христианско- демократической партии, мафия "устраняла" людей, которых ей указывал Мурмура. Случай совсем не исключительный, поэтому он не вылился даже в сколько-нибудь серьезный скандал.

* Есть свидетели, подтверждающие, что расстрел мафией в 1947 г. первомайской сходки в местечке Портелле делле Джинестре был совершен по прямому указанию тогдашнего министра внутренних дел Шельбе. Это, однако, не помешало его политической карьере.

Подобных примеров немало. В левых силах мафия видит не только противников своих сообщников, но и собственных естественных врагов. И это дает возможность буржуазии использовать мафию как продолжение, часть своего репрессивного аппарата, которой перепоручается наиболее "грязная" работа, дабы не замарать свою "демократическую" вывеску. В политической жизни Италии иногда вообще невозможно различить четкую грань, за которой кончается власть государства и начинается власть мафии. В некоторых районах Сицилии и Калабрии, утверждает итальянский социолог Пино Арлакки, более 90 проц. служащих местной администрации принято на государственную службу по рекомендации боссов мафии.

"Мафия" - слово итальянское, и само это явление несет на себе сильный отпечаток итальянской действительности. Но не настолько сильный, чтобы заслонить одну истину: всегда и везде, особенно в периоды обострения социальной напряженности, буржуазия, стремясь укрепить свою власть, с готовностью прибегает к услугам преступного мира. В истории США найдется особенно много тому примеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно