aif.ru counter
54

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. КОСМОНАВТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА (02.07.1984)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 03/07/1984

Окончание. Начало в N 26.

КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

На принципиально новый уровень в ближайшие годы выйдет космическое землеведение. И здесь, видимо, диктовать станет Земля. Сейчас в периодических изданиях приводится такая цифра: более 400 организаций заинтересованы в результатах космического землеведения.

"Космический" взгляд на Землю дает информацию, которую еще надо суметь взять, то есть создать оперативную автоматизированную систему расшифровки космической информации - снимков, спектрограмм. А это задача исключительной сложности. К ее решению подключается все больше людей, все больше научных организаций.

Есть и другая сторона проблемы. Оттуда, из космоса, может поступить информация о том, как мы хозяйствуем на Земле. Скажем, можно обнаружить не попавшие в отчетность гектары распаханных земель, нарушения лесопользования, охранного режима рек, озер и многое другое.

Итак, космическое землеведение уже реальность.

"ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ НА ЛУНЕ?"

В зарубежной печати рассматривается как вполне достижимая в ближайшие годы подготовка к созданию постоянной базы на Луне. Но это опять-таки следует оценивать с точки зрения комплекса возникающих проблем. Что значит, скажем, освоение Луны с материально-технической стороны? Это доставка на Луну тысяч тонн специализированных грузов, монтаж стартовой площадки, транспортных магистралей, создание запасов топлива и средств заправки ракет, стартующих с Луны, сооружение хранилищ кислорода, воды, продуктов, наконец, создание достаточно мощной энергетической базы. Конечно, все это когда- нибудь будет. Но вряд ли скоро и вряд ли сразу. Постепенно, так же, как сегодня, осторожно наращивается длительность работы людей в космосе, и, вероятно, будет происходить движение к постоянным поселениям на Луне.

В последние годы появлялись публикации о том, что может стать реальным создание на орбите солнечных электростанций с передачей электроэнергии на Землю лазером или СВЧ - излучением.

С электростанциями на орбите тоже не все так просто. Затраты на сооружение даже сравнительно небольшой такой системы при современных технических возможностях столь велики, что вряд ли кто-то из нас будет свидетелем реализации подобных проектов. Более подробно об этом можно прочитать в статье Л. В. Лескова "Энергопромышленные орбитальные комплексы XXI века" ("Энергия", 1984, N 4).

Есть и еще одно ограничение: вывести десятки тысяч тонн грузов в космос можно, либо создавая ракеты в десятки раз более мощные, чем современные, либо многократно увеличивая количество пусков.

НОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ

И наконец, давайте посмотрим, что же реально в развитии пилотируемой космической техники?

Практика показала, что любые крупные конструкции на орбите выгодно делать сборными. Причем собирать не из деталей, а из отдельных законченных блоков-модулей. Сегодня мы уже знаем одну работающую сборную конструкцию - орбитальный комплекс "Салют-7" - "Союз Т" - "Прогресс". Это трехзвенная система, где все звенья расположены по одной оси. На очереди, вероятно, появление более объемных сооружений. Ведь вполне возможно делать стыковочные узлы в любом месте, под любым углом друг к другу. Модульные конструкции удобны своей "гибкостью" к обновлению. Достаточно убрать устаревший, изношенный модуль и поставить на его место новый, как проблема реконструкции решена.

ВЕРИМ В ПОБЕДУ РАЗУМА

Совершенно очевидно, что для доставки космонавтов на орбитальные станции, так же, как и сейчас, будут использоваться преимущественно специализированные "пассажирские" корабли. Размер их определит необходимая численность экипажей. Во всяком случае, в ближайшем будущем вряд ли понадобятся космические лайнеры. "Крылатые" корабли более уязвимы в аварийных ситуациях: им нужны специальные полосы для посадки. Парашют, на котором сейчас спускаются наши корабли с космонавтами, во многих ситуациях надежнее крыльев. К тому же возможности системы парашютируемого спуска отнюдь не исчерпаны. Принципиально доказана перспективность разработки автоматически управляемых парашютных систем, благодаря которым корабль сможет приземляться не только в "заданном районе", но и в "заданной точке". Далеко не исчерпаны и резервы надежности парашютных систем: многокупольность, использование новых материалов.

В одной из проектных проработок первого пилотируемого космического корабля рассматривался вариант использования для торможения корабля в атмосфере ротора - однолопастного винта, подобного вертолетному. Кстати, предлагал это сам С. П. Королев. Тогда это было отвергнуто, но ничто не запрещает снова вернуться к идее ротора, когда для этого "созреет" техника. И наконец, идея мягкой посадки с помощью тормозных ракетных двигателей. Посадка пилотируемого корабля, например, на Марс вообще другим способом невозможна. А то, что будущий век, возможно, даже его начало, ознаменуется подготовкой и осуществлением межпланетной экспедиции на Марс, - несомненно.

Много благ обещает человечеству освоение космического пространства. Одно только может задержать реализацию этих возможностей - милитаризация космоса. А эту цель поставила нынешняя администрация США. Попытка добиться военного превосходства над Советским Союзом, создавая боевые космические системы, безнадежна - это очевидно. Но бесчеловечность такого курса не только в возрастании угрозы миру, угрозы всему живому на планете, но и в отвлечении огромных ресурсов от решения жизненно важных для человечества проблем, где космос мог бы сослужить немалую службу всем жителям Земли. Но мы верим в победу сил разума, верим, что, несмотря ни на что, будущее космонавтики - созидание.

Только факты

* В СССР внедрение космических систем связи началось в 1965 - 1967 гг. Ныне наряду с "Молниями" (трех поколений) используются и спутники связи "Экран", "Радуга", "Горизонт". В стране насчитывается более 90 станций "Орбита", несколько тысяч станций систем "Экран" и "Москва", работающих со спутниками "Горизонт". Передачи Центрального телевидения смотрит более 85 проц. населения страны.

* Ежегодно народное хозяйство СССР экономит 500 - 700 млн. руб. благодаря тому, что спутники существенно повысили качество прогнозов погоды.

* С 1975 г. метеовахту несут спутники второго поколения - "Метеор-2". За виток такой аппарат собирает информацию с пятой части земного шара, по объему она примерно в 100 раз больше того, что дают все наземные станции планеты.

По материалам печати

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы