Примерное время чтения: 6 минут
114

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Политика Вашингтона в отношении Китая

Чехословацкий еженедельник "Творба" опубликовал статью о политике американской администрации в отношении КНР. Приводим эту статью.

КОГДА В 1980 г. Рональд Рейган стал президентом, это не вызвало воодушевления у китайскою руководства. Для него не было секретом, что новый американский президент входит в группу влиятельных политиков и военных деятелей, которые не могли примириться с возникновением Китайской Народной Республики, страны, которая по своей социально- экономической системе, идеологии и долговременным внешнеполитическим целям враждебна Соединенным Штатам. Именно эта группа на протяжении почти всех 70-х гг. выступала против нормализации отношений с КНР, предостерегала от предоставления ей экономической и военной помощи и призывала к строгому соблюдению политических и военных обязательств США перед Тайванем.

Шаги Вашингтона уже после установления дипломатических отношений с КНР и "разрыва" с Тайбэем подтвердили опасения Пекина. Демонстративная поддержка тайваньского режима, включая предоставление острову самого современного оружия, привела к замораживанию китайско- американских отношений во всех областях. Китайское руководство по праву осудило лицемерие американской администрации и сделало предупреждение США относительно фактической реализации политики "двух Китаев". Оно даже пригрозило Белому дому отзывом китайского посла из Вашингтона и принятием других "решительных" санкций против США. Одновременно Пекин искал пути для улучшения, своих отношений с Тайванем, даже ценой существенных уступок, а также для предотвращения дальнейшего ухудшения отношений с Соединенными Штатами.

Выход из создавшейся ситуации пришлось искать и администрации Рейгана, ибо она оказалась под сильным давлением влиятельных кругов в правительстве, конгрессе и академических учреждениях, которые требовали продолжения политики в отношении Китая так, как она была сформулирована и проводилась при правительстве Дж. Картера и его духовного отца З. Бжезинского. Сущность этой политики состоит в геополитической предпосылке наличия постоянных и глубоких противоречий между Китаем и Советским Союзом, представляющих собой основное условие для "гармонии стратегических интересов" США и КНР.

Нынешняя американская стратегия в отношении Китая формировалась (и все еще формируется) в условиях разногласий, а зачастую и противоречий во мнениях отдельных консервативных групп, в атмосфере обостренного антисоветизма и в попытках расширения международной базы глобальной конфронтации с силами социализма. С одной стороны, США рассчитывают разыграть "китайскую карту" в целях стратегического партнерства с Пекином и втягивания его в агрессивную воинственную политику против сил прогресса, а с другой стороны - увеличивают военно- политическую помощь Тайваню. Тем самым США грубо вмешиваются во внутренние дела КНР и помогают тайваньскому режиму, который в течение десятилетий проявляет ненависть в отношении Китайской Народной Республики.

Такая двуличная политика вызывает недовольство и сопротивление китайского руководства. Вашингтон пытается противостоять этому, прибегая не только к целому ряду уступок в различных областях взаимоотношений, но и к конкретным предложениям помощи в развитии военно- экономического и научно технического потенциала КНР. В этом направлении администрация Рейгана во многом пошла дальше своих предшественников и перенесла военно- политическое сотрудничество из области деклараций в область реализации.

Правительство США начало уделять значительное внимание, укреплению двусторонних межгосударственных отношений в области экономического, научного, технического и культурного сотрудничества. При этом оно стремится создать структурные взаимосвязи, которые прочно привязали бы КНР к капиталистическим странам, и прежде всего к Соединенным Штатам. Американские специалисты по Китаю не скрывают того, что они планируют выработать и предложить Китаю "программу" социально экономическою развития страны, в которой формально уважалась бы "специфика китайского социализма", но которая в действительности логически ориентировала бы Китай в другом направлении. Эта программа носит долговременный характер и призвана постепенно реформировать не только китайскую экономику, но и важные составные части надстройки.

Нужно сказать, что определенные результаты этого продуманного и целенаправленного идеологического воздействия на китайское общество уже проявляются. Китайским представителям приходится признавать, и не раз, что влияние так называемого буржуазного либерализма, или "духовного загрязнения", Запада стало наиболее заметным прежде всего среди молодежи. И речь идет не только о проявлениях нигилизма, скепсиса, восхищения потребительским образом жизни, о распространении литературной макулатуры и порнографии, но и о систематическом воспитании молодых людей в духе буржуазной идеологии, которому подвергаются, например, десятки тысяч студентов во время обучения в Соединенных Штатах и других капиталистических странах. Ведь именно их предполагается поставить на ведущие посты в китайском обществе, они призваны организовать реализацию "четырех модернизаций" Китая.

Следует отметить, что критические заявления Пекина в адрес США часто остаются декларациями. Их цель - "спасти лицо" китайской внешней политики, на котором в последние годы в глазах мировой общественности появился не один шрам именно в результате открытой поддержки империализма и реакционных режимов в развивающихся странах. Формирование нового тактического подхода к Соединенным Штатам, а также к другим странам призвано расширить простор для маневрирования КНР и эффективно использовать обостряющиеся противоречия в нынешней сложной международной обстановке. Определенная критика политики Соединенных Штатов является также выражением объективно существующих противоречий между двумя странами, причем это касается не только "тайваньского вопроса". Речь идет и о соперничестве в развивающемся мире, и об обеспокоенности Китая растущей военной силой альянса Соединенные Штаты - Япония - Южная Корея, оперативный простор которого охватывает районы, находящиеся в непосредственной близости от китайских берегов. Обоснованные опасения Пекин проявляет и в связи со стремлением США превратить АСЕАН в военно-стратегическую группировку, которая бы стояла на страже американских интересов в районе традиционных устремлений Китая - в Юго-Восточной Азии.

Иными словами, американо-китайский альянс основывается на двусторонней расчетливой и прагматической базе. Администрация Рейгана стремится разыграть "китайскую карту" в своем антисоветском походе и за эту цену согласна укреплять китайскую экономику и военную силу Китая. Пекин, с другой стороны, не желает быть козырем в руке державы, которая стала "мировым жандармом" и стремится к глобальному гегемонизму. Он сам пытается играть "американской картой" и укреплять собственные позиции на международной арене.

Очевидно, что постоянное лавирование Пекина в международных отношениях, нежелание включиться в широкое антиимпериалистическое и миролюбивое течение современности объективно играют на руку американскому империализму и усиливают его милитаристские амбиции. Своими последствиями это также наносит серьезный ущерб развитию самого Китая и интересам китайскою народа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно