Примерное время чтения: 6 минут
87

КАПИТАЛИЗМ БЕЗ ПРИКРАС. Америка: заговор против школ

В САМОЙ БОГАТОЙ стране капиталистического мира, навязывающей другим народам свой образ жизни как образец для подражания, в настоящее время насчитывается 25 млн. неграмотных - людей, не способных прочитать объявления, написать свою фамилию. Грамотность же 72 млн. жителей не превышает уровень учащихся 5-х классов. Число неграмотных не уменьшается, а все время увеличивается, с тревогой отмечают американские специалисты.

В стране "всеобщего благоденствия", так широко рекламируемого буржуазной пропагандой, не хватает пригодных для занятий школьных помещений, учебников, оборудования, учебных пособий, квалифицированных учителей. Это ли не парадоксально?

Подобное положение - это прежде всего следствие антинародной политики правящих кругов, бросающей сотни миллиардов долларов на гонку вооружений за счет ограничения расходов на социальные нужды.

ДВА УРОВНЯ ЖИЗНИ - ДВА ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ

В США существует два типа образования. С одной стороны, это общеобразовательные бесплатные школы, которые составляют большинство, и частные - платные школы.

Система образования в США в первую очередь ставит целью дать полноценное образование представителям господствующего класса и тем, кто им преданно служит. Это находит прямое отражение и в социальной политике Рейгана, предусматривающей увеличение кредитов частным школам, стоимость обучения в которых превышает 2 тыс. долл. в год, что, безусловно, не по карману трудящимся.

Как отмечает американский исследователь Эгертон, "богачи по-прежнему покупают частное образование для своих детей, а массовые школы остаются беднякам". Дети богачей учатся в роскошных школах и колледжах, оснащенных современнейшим оборудованием. И естественно, уровень знаний, получаемый в этих школах, несравненно выше того, который дает общеобразовательная бесплатная школа.

Однако современное высокоразвитое производство требует квалифицированных работников для различных отраслей капиталистического хозяйства. И это вынуждает правительство все же давать будущим трудящимся минимум знаний.

Дети трудящихся, те, кто хотел бы учиться, зачастую вынуждены бросать школу в поисках работы, чтобы помочь семье свести концы с концами.

По статистике, 20 проц. белых и 50 проц. негров не заканчивают школу. 40 проц. оставляют школу после получения начального образования.

БУДНИ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Общеобразовательные бесплатные школы финансируются по-разному, в зависимости от штата и района, в котором находятся. Так, в районах, где живут буржуа, расходы на ученика в 5 - 6 раз больше, чем в районах, населенных беднотой.

Школы, в которых учатся дети трудящихся, не удовлетворяют минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Здания старые, помещения плохо оборудованы, программы давно устарели. Учителей не хватает.

Уровень образования в большинстве бесплатных школ очень низкий, особенно низок он в школах для бедняков. Так, например, последние обследования показали, что даже отличники (например, в Балтиморе, Норфолке) по сути дела не умеют правильно считать, писать и говорить. А в одной из чикагских школ восьмиклассники на уроке географии не смогли показать на карте свою родину.

В системе школьного образования нет перечня обязательных для изучения дисциплин, и дети могут выбирать предметы по своему желанию. Продолжительность учебного года составляет 180 дней, а учитывая высокий уровень прогулов, и все 160. (В СССР учебный год равняется 240 дням.)

Бывший президент национального совета учителей математики США пишет, что "уже 20 лет продолжается в США эрозия математики и естественных наук в школах. На 15 проц. уменьшилось число лучших учеников и на 38 проц. увеличилось число худших".

Система образования в США по-прежнему пронизана элитарным и расистским духом. Еще в 30-е годы такие педагоги, как Торндайк, призывали "уберечь школу от неполноценных: не допускать их гены к выживанию". Под неполноценными понимались бедняки, негры, представители нацменьшинств.

65 лет назад Джон Рид, говоря о дискриминации негров в США, приводил следующие цифры: если на обучение в школе белых государство тратило 35 долл. в год, то на обучение черного - лишь один доллар. Что же изменилось с тех пор?

В настоящее время в результате дискриминационной политики 40 проц. негров - безграмотны. В вузах число негров ничтожно. Они не составляют и 1 проц. американских ученых. Расисты США говорят: "Лучше иметь негров и цветных в тюрьмах, чем в университетах". Апостолы буржуазной педагогики с присущим им цинизмом заявляют: "Избыток образования еще опаснее, чем его недостаток!"

Буржуазия, отмечается в Программе Компартии США, стремится ограничить процесс обучения удовлетворением минимальных потребностей, но зачастую лишает трудящихся и этого.

ОБЩЕСТВО, ВТАПТЫВАЮЩЕЕ В ГРЯЗЬ МОЛОДЫЕ СУДЬБЫ

Молодое поколение быстро усваивает стандарты "американского образа жизни". Все пороки капиталистического общества - моральная деградация, безнравственность, извращенность - сказываются, естественно, на молодежи. "Америка, - признает лондонский "Экономист", - ведет подлинную войну против собственных детей. Общество втаптывает в грязь судьбы миллионов молодых американцев".

Об этом красноречиво говорят факты: за минувшее десятилетие число самоубийств среди подростков увеличилось в 2 раза и составило около 2 тыс. в год. Процветают наркомания и алкоголизм. В одном лишь Нью- Йорке половина учащихся старших классов - 100 тыс. юношей и девушек - наркоманы, 15 проц. учащихся старших классов и 11 проц. учащихся 7 - 9 классов - алкоголики.

В связи с ростом преступности в ряде школ начали дежурить охранники, нанятые государственными властями. Преподаватели снабжаются портативными передатчиками для связи с полицией. Администрация города Цинциннати даже ввела платные доносы. Некоторые школы и колледжи окружены высокими, оградами наподобие концлагерей. По этому поводу журнал "Линкольн джорнэл" вынужден был воскликнуть: "Опомнитесь, ведь это же наши дети, а не наши враги!"

Катастрофическое положение дел в образовании заставляет задуматься и самих американцев. Национальная комиссия по проблемам повышения качества образования в США открыто заявила, что основной тенденцией является "значительный рост посредственности на всех образовательных уровнях". Та же национальная комиссия была вынуждена констатировать, что "впервые за всю историю США уровень образования и знаний молодого поколения не превосходит, не равняется и даже не приближается к уровню знаний поколения родителей".

Известный американский писатель Нэт Хентофф охарактеризовал политику Рейгана в просвещении как "заговор против школ".

Критические высказывания о системе образования последнее время нередко звучат и из уст президента, который через три года своего правления "вдруг" обнаружил, что в стране существуют проблемы голодных, бездомных, неграмотных и т. п. Обнаружил... и еще выше поднял потолок военных расходов в ущерб социальным нуждам.

В. МИРОНОВ, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно