aif.ru counter
26

СССР-ЯПОНИЯ. Сахалинский проект на важном рубеже

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 28/02/1984

Прочитал в "Аргументах и фактах" (1983, N 52), что Советский Союз и Япония сотрудничают в разведке на нефть и газ на шельфе острова Сахалин. Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом.

А. Петров, пропагандист, Москва

ОДНИМ ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ проектов экономического сотрудничества между СССР и Японией является так называемый Сахалинский проект, или, говоря языком официальных документов, проект о сотрудничестве в области разведки, обустройства месторождений, добычи нефти и (или) газа на шельфе о. Сахалин и поставке в Японию нефти и (или) газа из этих месторождений. Этот проект был подписан в форме Генерального соглашения между советской и японской сторонами 28 января 1975 г. в Токио.

Соглашением предусматривается, что геологоразведка на нефть или газ на северо- восточном и юго-западном участках континентального шельфа о. Сахалин будет производиться советскими организациями с привлечением в отдельных случаях японских специалистов.

Для проверки геофизических исследований и бурения скважин японская сторона поставит на условиях аренды и на обычных коммерческих условиях необходимое буровое оборудование, плавучие буровые установки, специальные суда, машины и различные материалы.

Программа работ рассчитана на 10 лет и состоит из двух периодов - по пять лет каждый.

Для проведения геологоразведочных работ в первом периоде японская сторона предоставила кредит по линии специально созданной для реализации этого проекта фирмы "Сахалин ойл девелопмент компани" ("Содеко"). Фирма "Содеко" по сути является консорциумом более чем 20 японских фирм. Характерно, что наряду с частными торговыми и нефтяными фирмами его участником является государственная Японская нефтяная корпорация.

Отличительной чертой этого проекта является применение впервые в истории советско- японских торгово-экономических отношений принципа кредита, "возмещаемого в случае успеха", то есть возмещение этого кредита советской стороной должно производиться только в случае открытия в ходе сотрудничества рентабельных месторождений нефти и (или) газа.

Наряду с предоставлением кредита, возмещаемого в случае успеха (первоначально в размере 100 млн. долл.), были предоставлены также дополнительные кредиты на сумму, эквивалентную около 50 млн. долл., на закупку оборудования длительного пользования (ЭВМ, навигационная аппаратура), а также для импорта товаров широкого потребления.

В соответствии с Генеральным соглашением "Содеко" обязуется предоставить банковский кредит с участием Экспортно-импортного банка Японии для обустройства и добычи нефти и газа в случае, если геологоразведочные работы на шельфе о. Сахалин увенчаются успехом.

В качестве компенсации полученных кредитов и процентов по ним советская сторона будет поставлять нефть или газ с шельфа о. Сахалин, добываемые на совместно открытых и освоенных месторождениях. Кроме того, после выплаты задолженности по кредитам японской стороне в течение десяти лет может быть продано 50 проц. ежегодно добываемых на совместно открытых месторождениях нефти или газа по мировым ценам. Японская сторона для выполнения Генерального соглашения избрала для себя в качестве партнера американскую компанию "Галф ойл".

Таковы, в общих чертах, условия заключенного 9 лет назад Генерального соглашения по Сахалинскому проекту.

К настоящему времени есть все основания полагать, что первый этап реализации Сахалинского проекта - геологоразведочные работы - успешно завершен. Закончено бурение более 20 скважин, открыто 2 нефтегазовых месторождения - Одопту и Чайво.

Давая оценку реализации этого проекта, Председатель Совета Министров СССР Н. А. Тихонов в беседе с главным редактором газеты "Асахи" С. Хата подчеркнул: "Неплохие результаты показывает разведочное бурение на шельфе о. Сахалин; После завершения геологоразведки, изучения возможностей обустройства месторождений и других технических вопросов предполагается перейти ко второму этапу сотрудничества - собственно к обустройству месторождений и поставке в Японию сахалинского газа и нефти".

Сахалинский проект находится сейчас на важном рубеже - советская и японская стороны приступили к обмену мнениями о переходе к следующему этапу работ - обустройству открытых месторождений. Готовится составление технологических схем разработки, проводятся различные инженерно-изыскательские работы.

В этих условиях особое значение приобретает та атмосфера в торгово-экономических отношениях СССР с Японией, в которой будут проходить переговоры как по дальнейшей реализации Сахалинского проекта, так и по другим проектам экономического сотрудничества.

Введение США в 1982 г. запрета на использование оборудования американского производства в области нефтегазовой промышленности, несмотря на его последующую отмену, и искусственная "политизация" японскими правящими кругами торговли с СССР наложили свой отпечаток на общую атмосферу советско-японских экономических связей, поставили наших японских деловых партнеров в положение постоянно оглядывающихся на "указку" из-за океана. Это, естественно, не могло не сказаться на ходе целого ряда переговоров с советской стороной по крупным и выгодным контрактам, которые "уплывали" к западноевропейским конкурентам. Подводя итоги 1983 г., советские внешнеторговые организации впервые за много лет столкнулись с сокращением объема советско-японской торговли.

Существует еще один негативный фактор, оказывающий в настоящее время влияние на атмосферу советско-японских торгово-экономических отношений. Это кредитно- финансовый фактор. Влиятельная японская газета "Нихон кэйдзай" писала: "Основная трудность для развития японо-советских экономических отношений - кредитные ограничения, точнее, регулирование условий кредитов, предоставляемых СССР".

В условиях продолжающейся депрессии в японской экономике, сокращения производственных мощностей и капитальных вложений в целом ряде отраслей промышленного производства, обострения проблемы занятости казалось бы естественным стимулировать расширение экспорта и привлечение дополнительных производственных мощностей путем развития торговых отношений со страной, которая не требует ни "самоограничений экспорта", ни "открытия японского рынка", как это делают западные страны. Позиция СССР - это взаимовыгодная, стабильная торговля на долгосрочной базе, без дискриминаций и ограничений. Однако в отношениях Японии с Советским Союзом происходит обратный процесс.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы являются звеньями одной цепи - цепи, призванной сдерживать объективный взаимовыгодный процесс развития деловых и добрососедских связей с нашим дальневосточным соседом.

Хорошим примером подобного делового сотрудничества может стать Сахалинский проект.

В условиях топливного кризиса, ощутимо ударившего по японской экономике, приобретение Японией нового, надежного и географически чрезвычайно выгодного источника получения газа и нефти очень велико. В случае успешного завершения Сахалинского проекта его значение будет очевидно как для Японии, так и для СССР. До настоящего времени ни в СССР, ни за рубежом не было опыта разработки нефтяных и газовых месторождений в условиях жесткого ледового режима. А гидрометеорологические условия работ на шельфе о. Сахалин очень тяжелые, особенно в северо-восточном районе, где большую часть года существует ледовая обстановка. Поэтому советским и японским специалистам предстоит искать и находить много новых технических решений, связанных с разведкой и промышленным освоением нефтяных и газовых месторождений в таких суровых условиях.

Видный японский предприниматель, председатель Совета директоров фирмы "Содеко" X. Имадзато так оценил значение этого проекта:-"Я уверен, что претворение в жизнь Генерального соглашения по сахалинскому шельфу послужит делу дальнейшего углубления взаимопонимания и укрепления добрососедских отношений между народами Японии и Советского Союза".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы