Примерное время чтения: 5 минут
437

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Права подлинные и мнимые

В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ от 16 января 1984 г. президент Рейган, как когда-то и его предшественник президент Картер, снова завел речь о правах человека, о якобы имеющихся нарушениях этих прав в социалистических странах и прежде всего в СССР.

Организованная правительством США кампания "в защиту Прав человека" обрела не только идеологический, но и политический характер, стала частью официального курса, проводимого Вашингтоном. Устами президента Рейгана было объявлено, что правительство США "будет сосредоточивать свой Огонь на нарушениях прав человека в коммунистических странах". Страх перед растущей притягательной силой реального социализма вынуждает апологетов империализма использовать различного рода инсинуации, клевету, фальсификации в Отношении СССР и других социалистических стран.

Наша страна, трудящиеся не имеют оснований уходить от серьезного разговора о правах человека. Навязанная нам дискуссия дает новые возможности для сравнения двух образов жизни, для сопоставления реальных прав и свобод, которыми обладают трудящиеся СССР и США.

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ

Конституция СССР 1977 г. предоставляет советским гражданам такой комплекс прав и свобод, который охватывает все сферы экономической, политической, социальной и духовной жизни, открывает перед советскими людьми широчайший простор для проявления всех их способностей. Все во имя человека, для блага человека - таков лейтмотив всех статей Основного Закона СССР.

Не имеют прецедента в истории конституционного развития гарантируемые Конституцией СССР социально-экономические права и политические свободы граждан. Сюда впервые в конституционной практике человечества включены важнейшие положения о праве на жилище, на пользование достижениями культуры, на охрану здоровья, на свободу научного, технического и художественного творчества, на свободный выбор профессии, на внесение предложений и т. д.

Характерно, что на Западе понятие прав человека сознательно сужают, исключая из него права социально-экономические. Например, в большинстве буржуазных конституций, в том числе в американской, не записано право на труд, на бесплатное высшее образование, на бесплатное медицинское обслуживание и т. п. Характерен и такой факт: делегация США голосовала в конце 1980 г. против резолюции ООН, в которой отмечается, что "для полной гарантии прав человека и полного достоинства человеческой личности необходимо гарантировать право на труд, участие грудящихся в управлении, а также право на образование, медицинское обслуживание" и что защите "как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав необходимо уделить одинаковое внимание".

И многозначительные умолчания буржуазных конституций, и показательная оппозиция США международно-правовым актам в защиту социально-экономических прав трудящихся логичны. О каком праве на труд может идти речь в буржуазном обществе, если армия только официально зарегистрированных безработных в странах развитого капитализма превышает 32 млн. человек, в том числе в США, самой богатой стране капитала, по данным профсоюзов, 20 миллионов.

Не знает буржуазная конституционная практика ничего подобного и равного провозглашенным в Конституции СССР правам граждан на отдых, охрану здоровья, образование и т. д. Более того, в некоторых буржуазных конституциях говорится о частной благотворительности, что свидетельствует о признании наличия бедности в этих странах.

О каком равенстве в буржуазном обществе может идти речь, если сильные мира сего в США до сих пор блокируют поправку к Конституции 1787 года, которая утверждает формальное равенство женщин? Если в Англии правительство вынуждено было принять в 1975 г. специальные законы, провозглашающие такое равноправие, а в 1977 г. официально признало, что эти законы оказались бессильными? Какова цена провозглашенному Конституцией ФРГ 1949 года "человеческому достоинству" и "праву на выбор профессии и место работы", когда здесь в соответствии с пресловутым "запретом на профессии" через специальные комиссии по проверке "конституционной лояльности" пропущено около 1 млн. граждан, более 3 тыс. из которых запрещено работать по профессии по политическим мотивам?

НЕ ДЕМОКРАТИЯ, А ДЕМАГОГИЯ

Не лучше обстоит дело и с провозглашаемыми буржуазными конституциями политическими свободами. Сегодня на Западе немало моралистов, включая и занимающих высокие государственные посты, которые пекутся о горстке так называемых "диссидентов" в социалистических странах, число которых, даже по признанию тех же политических кругов Запада, исчисляется единицами. А в то же время за спиной этих моралистов создается полицейское государство с системой тотального контроля. Только в США : сегодня заведены секретные досье на 160 млн. граждан.

В США устраивают шумные кампании по поводу заключения под стражу в СССР того или иного уголовника и в то же время держат в тюрьмах борцов за права национальных меньшинств, священников, противников агрессивной политики США. В тех же США отстраняются от участия в политической жизни и подвергаются иной дискриминации 20 млн. негров, миллионы других "цветных" граждан. Лишены всех официальных прав проживающие на юго-западе США 5 млн. американцев мексиканского происхождения.

Продолжать, вероятно, не стоит. Фиктивность, демагогия, формализм - неотъемлемые признаки буржуазных конституций. Они призваны не только утверждать основы классового господства буржуазии, но и маскировать классовый характер существующих порядков.

Чтобы внести окончательную ясность в дискуссию о "правах человека", необходимо подчеркнуть, что социалистическая демократия не признает возможности использования прав и свобод против социализма, против интересов общества. И это не "попрание прав человека", о котором лицемерно твердит буржуазная пропаганда, а самый реальный гуманизм и демократизм, означающий управление по воле большинства, в интересах всех трудящихся.

Р. Вильданов, кандидат юридических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно