Примерное время чтения: 7 минут
96

НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. Координируют Советы

ЗАВЕРШАЕТСЯ избирательная кампания по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. Повсюду она стала смотром деятельности всей системы органов государственной власти, средством мобилизации их усилий на успешное решение определенных XXVI съездом КПСС и последующими Пленумами ЦК партии задач в области государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Благодаря самоотверженному труду советских людей по претворению в жизнь партийных предначертаний наша страна уверенно идет по пути экономического и социального прогресса. Возросли темпы экономического роста, улучшились качественные показатели, увеличилось производство промышленной й сельскохозяйственной продукции, более устойчиво стал работать железнодорожный транспорт, повысились реальные доходы населения.

Во всем этом немалая заслуга наших Советов, которые прилагают много усилий для обеспечения комплексного, то есть взаимосогласованного и одновременного экономического и социального развития. На управление этим процессом направлены совершенствование законодательства, регулирующего экономическое и социальное развитие, плановая и исполнительно - распорядительская деятельность, контроль за работой подотчетных органов.

В МНОГООБРАЗНОЙ деятельности Советов народных депутатов в последние годы все шире и глубже проявляется их координирующая роль в отношении предприятий вышестоящего подчинения. Раньше, например, городской Совет почти не мог влиять на деятельность находящихся на его территории предприятий областного, республиканского, а тем более союзного подчинения. Теперь, особенно после принятия постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 19 марта 1981 года "О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве", положение изменилось. Все предприятия, ведомства, учреждения, находящиеся на территории того или иного Совета, даже не будучи непосредственно подчиненными ему, должны согласовывать свои действия и хозяйственные решения по таким вопросам, как землепользование, охрана природы, строительство, использование трудовых ресурсов, производство товаров народного потребления, социально - культурно, бытовое и иное обслуживание населения.

Расширение функций Советов этой области - новый ощутимый удар по буржуазным идеологам, которые всячески пытаются умалить роль наших представительных органов в жизни общества.

Механизм координационной деятельности Советов, определенный Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, действует всего три года, но результаты уже ощутимы. По всем вопросам, которые отнесены к компетенции местных Советов, никакое предприятие, организация, ведомство не могут принять хозяйственного решения в обход местных органов власти. Если раньше, например, городской Совет утверждал план, разработанный только по "своим" предприятиям и организациям, а комплексный план экономического и социального развития составлялся позднее, с помощью сбора ряда плановых данных от остальных предприятий, то теперь почвы для такой пассивности местных органов уже нет.

При составлении плана местные органы власти не ограничиваются сбором сведений, как было раньше, а воздействуют на принятие предприятиями по координируемым вопросам таких решений, которые обеспечивали бы эффективное развитие и производства, и всех материальных условий жизнеобеспечения населения. Это позволило добиться лучшего использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, увеличения производства нужных товаров народного потребления, развития жилищного строительства и сферы обслуживания населения.

Так, во многих областях РСФСР в ходе согласования лимитов численности рабочих и служащих на 1983 год выявилось завышение предприятиями заявок на прирост численности в среднем на одну треть. В результате координационной работы Советов потребность в дополнительной рабочей силе в планах предприятий была существенно уменьшена.

Возрастает координирующая деятельность Советов при составлении планов производства товаров народного потребления. Так, например, удовлетворение покупательского спроса на товары и услуги теперь во многом зависит от правильности определения этого спроса торгующими организациями, которые подчинены, как правило, местным Советам. Как показывает опыт Свердловского городского Совета, получивший теперь всеобщее распространение, при установлении заданий по производству товаров народного потребления в соответствии с нормативом на рубль фонда зарплаты, значительно легче добиться соответствия структуры производства структуре покупательского спроса. Только инвентаризация, например, неиспользуемых видов промышленных отходов, проведенная по инициативе и под контролем горсовета, позволила многим предприятиям найти дополнительное сырье для выпуска пользующихся спросом товаров. В ходе координационной работы по планам на 1984 г. многие Советы добились значительного повышения плановых заданий по товарам народного потребления, содействовали выявлению дополнительных резервов для принятия повышенных социалистических обязательств. Трудящиеся Москвы, например, в этом году взяли обязательство выпустить сверх плана товаров народного потребления на 132 млн. руб., Ленинграда - на 30, Грузии - на 50 млн. рублей.

Следовательно, координационная деятельность Советов - это одна из важнейших форм управления ими процессом комплексного экономического и социального развития на местах.

И она приобретает все большее значение. "Не менее важно сейчас обеспечивать все более тесную взаимосвязь экономического, социального и духовного прогресса советского общества, - отмечал в речи на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К. У. Черненко. - Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая необходимые для этого социальные и идеологические предпосылки. Равным образом невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент, экономической и социальной политики".

Значение такой деятельности местных органов власти будет неуклонно возрастать в той мере, в какой будет расширяться самостоятельность и ответственность предприятий в принятии хозяйственных решений, как это и предусмотрено содержанием начавшегося экономического эксперимента на предприятиях и в объединениях некоторых министерств.

В новых условиях хозяйствования возрастает значение договорных отношений не только при оценке взятых обязательств, но и при формировании самих планов. А это создает необходимость повышения уровня координирующей деятельности Советов и в организации межхозяйственных кооперационных связей предприятий различной ведомственной принадлежности, которые позволяют им эффективнее использовать свои производственные возможности.

Формы таких связей найдены, в частности, в Грузинской ССР. Положительная оценка этим формам, применяемым в г. Поти и Заводском районе г. Тбилиси, дана Центральным Комитетом КПСС. Там при исполкомах Советов и их плановых органах созданы межотраслевые подразделения, внимание которых сосредоточивается на решении вопросов комплексного развития хозяйства, обеспечения выполнения плана производства, более широкого использования местных ресурсов, улучшения условий труда и быта населения.

Это уже привело к усилению организующих и координирующих функций Советов народных депутатов. В г. Поти, например, в 1982 г., когда начался эксперимент, выпуск промышленной продукции возрос на 13,9 процента. В прошлом году высокие плановые темпы роста количественных и качественных показателей были также превышены. Руководствуясь решениями декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, трудовые коллективы этого города взяли обязательство повысить дополнительно производительность труда на 3,9 процента, а себестоимость снизить на 1,8 процента. Созданное при городском Совете территориально - хозяйственное объединение в ходе оперативной координации деятельности всех предприятий независимо от их ведомственной принадлежности будет содействовать выполнению и плановых заданий, и принятых социалистических обязательств.

Координационная деятельность Советов и их исполнительных органов - как форма территориального управления, сочетания территориальных и отраслевых интересов - находится в процессе становления и развития. В этом важном деле имеются и недостатки, упущения, однако есть уже немало положительного, накапливается полезный опыт.

Активно протекает этот процесс в сельской местности. В связи с осуществлением Продовольственной программы у нас, как известно, осуществлена перестройка управления агропромышленным комплексом. В стране создано свыше 3,1 тыс. районных агропромышленных объединений, в состав которых вошли колхозы, совхозы, предприятия и организации с общей численностью работающих свыше 31 млн. человек. РАПО, работающие под непосредственным руководством местных органов власти, объединили 52 тыс. хозяйств, около 7,5 тыс. промышленных предприятий, почти 23 тыс. обслуживающих и свыше 17 тыс. других предприятий и организаций.

Все это значительно повысило роль и ответственность представительных органов в осуществлении главнейшей хозяйственно - организационной функции социалистического государства. И абсолютное большинство местных Советов успешно справляется с возложенными на них новыми обязанностями. Целеустремленно работают руководимые местными органами власти Московское, Свердловское и Куйбышевское областные агропромышленные объединения, Арзамасское РАПО Горьковской области.

Положительных примеров много, однако и недостатков еще немало. Надо совершенствовать планирование, умело сочетая при этом территориальные и отраслевые интересы, преодолевать проявления местничества и ведомственности. Следует постоянно заботиться об ускорении научно - технического прогресса. Необходимо обеспечить тщательную увязку всех звеньев для достижения высоких конечных результатов. Решением этих, а также других проблем и заняты сегодня местные органы власти в городе и на селе

Л. Зломанов, доктор экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно