Примерное время чтения: 6 минут
63

Компартия США борется и крепнет

ВОПРЕКИ ТРУДНОСТЯМ

ПОСЛЕ XXII Национального съезда (1979 г.) Компартия США развернула активную, разностороннюю деятельность, хотя ей и приходится работать в исключительно трудных политических условиях - она встречает постоянное противодействие реакционных сил. В ряде штатов все еще существуют законы, запрещающие или ограничивающие деятельность компартии, безнаказанно бесчинствуют банды неофашистов, куклуксклановцы. Коммунистов, как правило, первыми увольняют с работы и принимают только тогда, когда появляется крайняя нужда, и на самые черные работы. Большинство членов компартии до сих пор вынуждены скрывать свою принадлежность к партии, в частности если они работают на военных предприятиях или в государственных учреждениях.

И все же компартия успешно пробивается на политическую арену. Она активно участвует наравне с другими политическими партиями в избирательной кампании, используя при этом, если позволяют условия, и средства массовой информации. Избирательную кампанию компартия рассматривает как средство для пропаганды марксизма-ленинизма, ознакомления масс избирателей с принципиальной позицией партии по важнейшим вопросам современности. Одной из задач, которую партия ставит перед собой в этой кампании, является разоблачение антинародной внутренней и внешней политики администрации. Но партия не имеет никаких иллюзий относительно возможности завоевания хотя бы одного места в конгрессе США или в законодательных органах штатов.

Говоря о трудностях, которые приходится компартии преодолевать во время избирательных кампаний, необходимо отметить существование правил, согласно которым компартия (как и другие малочисленные партии) обязана выдвигать своих кандидатов с помощью особых петиций, если она не получила значительного числа голосов на предыдущих выборах. Ряд дополнительных условий (большое число подписей под петициями, необходимость их широкого географического распределения и др.) еще более затрудняет участие в выборах партии, выступающей против монополии двуединой партии крупного капитала (демократов и республиканцев).

НАБИРАЯ СИЛЫ

Избирательная кампания - это важный участок работы компартии. В этот период компартия мобилизует все свои силы, ее активность возрастает, растет ее влияние.

Ярким примером может служить избирательная кампания 1980 г., кампания по выборам президента. Конец 70-х - начало 80-х годов, как известно, отличались резким обострением международной обстановки, усилением антикоммунизма, антисоветизма. И все же, несмотря на исключительно сложную политическую обстановку, коммунистической партии удалось добиться регистрации своих кандидатов Гэса Холла и Анджелы Дэвис в 25 штатах и округе Колумбия. Кроме этого, еще в 2 штатах (Калифорния и Коннектикут) партия собрала необходимое для регистрации число подписей, но власти штатов отказали в регистрации, используя юридические уловки. В общей сложности по стране было собрано более 500 тыс. подписей.

Особое внимание уделялось сбору подписей среди рабочих крупных предприятий металлургической, автомобильной, других отраслей промышленности. В 7 крупнейших индустриальных штатах (Калифорния, Нью- Йорк, Пенсильвания, Иллинойс, Мичиган, Огайо, Индиана) было собрано около 320 тыс. подписей.

Партия смогла обратиться через телевидение, радио и печать к десяткам миллионов американцев. Только Г. Холл участвовал в 61 радиопрограмме в 23 штатах. Кандидаты партии дали более 70 интервью для печати и пресс- конференций. В ходе кампании было распространено более 3 млн. экземпляров печатных материалов.

Партией было проведено 13 массовых митингов, на некоторых из них присутствовало от 3 до 5 тыс. человек. Особенно много людей приходило на митинги, когда выступали оба кандидата - и Гэс Холл и Анджела Дэвис.

Часто Холл оказывался в одном и том же пункте то вместе с кандидатом демократов Картером, то с кандидатом республиканцев Рейганом. После пресс- конференций кандидатов буржуазных партий проводил пресс-конференции Гэс Холл. Он раскрывал подлинную сущность политики обеих партий, отвечал на сотни самых разнообразных вопросов. Именно с точки зрения пропагандистской избирательная кампания партии имела большое значение.

А результаты? Немало избирателей отдали свои голоса Гэсу Холлу и Анджеле Дэвис. Вот интересный факт - в Филадельфии, крупнейшем центре штата Пенсильвания, Гэс Холл был на втором месте после Картера, Рейган - на третьем месте. Даже газета "Филадельфия трибюн" писала: "Ближайшим соперником Картера был Гэс Холл, кандидат коммунистической партии, который получил 2,5 проц. голосов, Рональд Рейган получил едва 2 процента".

Большую роль в деятельности компартии сыграла кампания по выборам в палату представителей и сенат конгресса США (так называемые промежуточные выборы) в 1982 году. Во время этой избирательной кампании партия проводила работу по вовлечению новых членов.

Решение об участии партии в этой избирательной кампании и проведении работы по вовлечению новых членов было принято на чрезвычайной конференции партии, состоявшейся в г. Милуоки в апреле 1982 года. Конференция разработала широкую программу активизации работы партии. Причем впервые на таком форуме, как партийная конференция, был обсужден вопрос о росте рядов компартии.

ЗА МАССОВУЮ ПАРТИЮ

Руководители партии - Генеральный секретарь Гэс Холл и Национальный председатель Генри Уинстон - постоянно подчеркивали, что эта проблема должна быть в центре внимания каждого коммуниста. Почему? На этот вопрос дает ответ Гэс Холл. На заседании Политбюро ЦК уже после проведения кампании он сказал: "Основная проблема нашей партии очень проста - партия слишком мала, слишком узка, ее засосала рутина".

Дело в том, что в некоторых кругах партии появилась концепция, суть которой сводилась к тому, что малочисленность партии в условиях США оправданна, что это предопределено объективными условиями. "Подобные концепции, - заявил Холл, - отражают как раз непонимание объективных условий, непонимание роли партии, того, какой она должна быть...

...Мы не должны больше принимать численность партии такой, какой она есть сейчас. Наша численность не должна определяться объективными условиями... Мы должны создать массовую партию".

И вот было принято решение провести одновременно с избирательной кампанией кампанию по вовлечению новых членов. В окружных организациях партии были разработаны мероприятия по осуществлению этой задачи, проводились собрания общественности с выступлениями видных деятелей и ветеранов партии.

В период проведения кампании Г. Холл совершил поездку по 30 штатам. В ходе поездки он провел с партийным активом окружных организаций отдало 40 встреч имевших своей целью дальнейшую активизацию работы партии на местах по всем направлениям и особенно по вовлечению в ее ряды новых членов. Г. Холл выступил более чем на 50 организованных партией общественных собраниях, в которых приняли участие несколько тысяч человек. В ходе этой кампании Холл вовлек в партию около трех тысяч новых членов. Это главным образом активисты массовых организаций, цеховые старосты, деятели местных отделений профсоюзов, т. е. люди, имеющие определенное политическое влияние и связи с массами на местах. Значительное большинство новых членов - в возрасте 17 - 35 лет.

Н. МОСТОВЕЦ, кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии СССР

(Окончание следует).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно