Примерное время чтения: 6 минут
73

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Курды и курдский вопрос

В печати довольно часто встречается понятие "курдский вопрос". Расскажите, пожалуйста, каковы его истоки и в чем заключается его суть.

Д. Никитенко, Харьковская область.

КУРДЫ - крупнейшая этническая группа ближневосточного региона, насчитывающая сегодня свыше 20 млн. человек, но до сих пор лишенная национальных прав. Между тем этот народ - один из древнейших исконных обитателей Юго-Западной Азии.

Прежде всего следует характеризовать курдов как совершенно самостоятельный народ, со своими ярко выраженными этническими признаками, о чем говорят неоспоримые научные данные. Это приходится подчеркивать, ибо до сих пор шовинистические круги некоторых стран Ближнего Востока пытаются опровергнуть этническую самобытность курдов, причисляя их то к туркам, то к персам, то к арабам - в лучшем случае выделяя в качестве особой этнографической группы.

Между тем подавляющее большинство курдов образуют этническое единство и в языковом и в географическом отношении. У них есть свой язык - курдский, принадлежащий к группе западно-иранских языков.

Курдский народ испокон веков населяет одну и ту же обширную территорию в юго-западной части азиатского материка, которая уже с XII в. так и именуется - Курдистан (то есть страна курдов). Однако название это имеет только этнографическое значение. Ведь у Курдистана нет фиксированных политических границ.

Территория, которую занимает Курдистан, обозначена на схеме, взятой нами из журнала "Азия и Африка сегодня", 1983, N 12, точечной областью. Ее общая площадь превышает 450 тыс. км"sup"2"/sup", что почти вдвое больше таких государств, как Англия или ФРГ, Некоторая часть курдов живет и вне указанных пределов (в Западной Турции, в Северо-Восточном Иране, в Ливане, Афганистане, Пакистане, в республиках Советского Закавказья и Средней Азии).

Курды составляют подавляющее большинство населения Курдистана, на его территории проживает 85 проц. двадцатимиллионного курдского населения. По приблизительным подсчетам, на Турцию приходится около 47 проц. всех курдов, на Иран - более 31 Ирак - около 16, Сирию - 3,5, СССР - 1, другие страны - 1,5 процента. Из этих цифр следуют по крайней мере два важнейших вывода. Во-первых, курды в текущий момент - самый многочисленный из народов мира, национальные права которого попираются (за исключением, конечно, курдов СССР). Во-вторых, в каждой из ближневосточных стран, разделивших Курдистан, курды являются крупнейшим этническим меньшинством.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ положение трудящихся-курдов значительно хуже, чем положение рабочих, крестьян, ремесленников из турок, арабов, персов. Это видно из следующих данных. Подушевой доход в Иранском Курдистане в 1975 г. составлял всего 150 долларов против 1340 долл. в целом по Ирану. В Ираке курдские районы получают менее 10 проц. фондов, предусмотренных планом развития страны; из 150 индустриальных проектов только четыре планировалось осуществить в курдских районах, хотя сырье (например, для черной металлургии, не говоря уже о нефти) находится именно там. В Турецком Курдистане в 1970 г. на 10 тыс. жителей приходился один врач, для всей же Турции этот показатель составлял 4,3. В Иранском Курдистане есть целые районы с населением свыше 20 тыс. человек без единого врача и т. д.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ курды вели борьбу за свое освобождение от чужеземного гнета и создание единого курдского государства. В XIX в. в связи с упадком Османской империи и Ирана, разделивших Курдистан еще в начале XVI в., курдское освободительное движение значительно активизировалось и имело конечной целью создание единого курдского государства.

Однако серьезным препятствием на пути реализации национальных чаяний курдского народа оказалось усилившееся вмешательство колониальных держав (Англии и Франции), которые стремились воспользоваться ослаблением Османской Турции и Ирана для внедрения в их экономически и стратегически важные владения. Естественно, это отрицательно сказывалось на положении этнических меньшинств Османской империи и Ирана, в том числе и курдов. В частности, увеличилась разделенность курдского народа.

Победа Октябрьской революции в России, пример решения национального вопроса в нашей стране явились важным стимулом для нового подъема национально-освободительной борьбы курдского народа.

В СССР курдам предоставлены все условия для их национального развития. На курдском языке издается учебная, художественная, научная литература, выпускаются газеты, ведутся радиопередачи. Так, например, а Армянской ССР выходит газета "Риа Таза". В Ленинграде и Ереване работают специальные научные центры по изучению истории и культуры курдов.

Всемирно-исторические перемены, происшедшие после второй мировой войны, ознаменовали наступление следующего этапа курдского движения за национальное самоопределение, его можно охарактеризовать как революционно-демократический. Все большее значение приобретают социальные мотивы, отражающие классовые интересы трудящихся масс.

Борьбу курдов за самоопределение в этом движении возглавила возникшая после второй мировой войны в Иране Демократическая партия Курдистана (ДПК). Она объединяла практически все патриотические силы курдского общества, борющиеся за свои права. Затем были созданы партии под таким же названием в Ираке, Турции и Сирии. ДПК сыграла важную организующую роль в послевоенном подъеме курдского движения в Иране и в национальном движении иракских курдов в 60-х - первой половине 70-х годов.

Итоги самоотверженной борьбы курдского народа за свои законные права неоднозначны. Так, ничего не добились турецкие курды, их положение по- прежнему остается безысходным. Им отказано в любом проявлении национальной жизни, любая политическая активность среди них жестоко подавляется.

Несколько в другом свете выглядит ситуация в Иранском Курдистане. Вскоре после второй мировой войны там на короткое время был создан автономный республиканский режим со столицей в Мехабаде, но в конце 1946 г. он был разгромлен объединенными силами иранской реакции и империализма. Деспотическое шахское правительство в течение последующих тридцати с лишним лет жестоко подавляло курдское национальное движение в стране. Исламская революция и последовавшая вскоре ирано-иракская война вновь актуализировали курдскую проблему в Иране. Сейчас совершенно очевидно, что необходимость решения курдского вопроса в Иране стоит очень остро.

Наиболее широкий размах курдское национальное движение приобрело в Ираке. С 1961 г. в Иракском Курдистане почти не прерывалось восстание, которое правительственные войска так и не смогли подавить. Оно прекратилось лишь после того, как новое руководство, пришедшее к власти в 1968 г., пошло на серьезные уступки. Принятый в 1974 г. закон, признавший права курдов на территориальную автономию, хотя и не удовлетворял всех законных требований курдов и проводился в жизнь далеко не в полном объеме, имел большое значение. То был прецедент, указывающий, какое направление политики может приблизить к решению курдской проблемы.

М. ЛАЗАРЕВ, доктор исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно