Примерное время чтения: 5 минут
223

КУЛЬТУРА. Социалистический реализм: нападки недругов и реальная действительность

ЗАПАДНЫЕ "оппоненты" искусства социалистического реализма утверждают, что он якобы был "придуман" и "спущен сверху" советским писателям в 30-е годы. Основываясь на этой версии (более напоминающей диверсию), они приходят к выводу, что свободно творить советские художники не в состоянии, так как социалистический реализм ограничивает их творчество.

Истина познается в сравнении. Если бы нашлись теоретики, считающие, что классицизм, сентиментализм, романтизм "придуманы наверху" и "спущены" Корнелю, Мольеру, Ричардсону, Байрону и Льву Толстому, их просто отлучили бы от литературоведения. Видимо, это заслужили и критики социалистического реализма.

МНИМЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Когда Буало изложил свою теорию трех единств - места, времени и действия, он не считал, что ограничивает драматургию классицизма. Не были скованы рамками романтизма Гюго, Шелли и Байрон, рамками импрессионизма - Моне и Писсаро... Почему же, спрашивается, должны быть скованы социалистическим реализмом советские художники - его добровольные сторонники? Почему должны были испытывать на себе его "ограничения" такие признанные мастера, как П. Неруда, Б. Брехт, Л. Арагон?

Социалистический реализм не предписывает писателям тем и сюжетов, не требует от них соблюдения тех или иных пропорций между положительными и отрицательными героями, как утверждают "советологи". Он не выступает против символики, условности, гиперболы и прочих средств острой художественной выразительности, если эти средства не противоречат жизненной правде.

Чему же противостоит социалистический реализм? Бездумному натурализму, модернистским течениям, пытающимся создать беспредметное и антигуманное искусство, идеям расизма, насилия и милитаризма.

Совершенно очевидно, что если бы существовали те "свирепые ограничения", о которых не устают твердить "советологи", не было бы тех произведений советской литературы, которые переводятся на многие языки и с интересом читаются во всем мире, не было бы столь ярких и самобытных художников и композиторов.

ДВА ОТВЕТА НА ТРИ ВОПРОСА

Однако, говорят "советологи", если искусство социалистического реализма самое передовое искусство современности, то почему:

а) среди советских писателей нет мастеров, равных Пушкину, Толстому, Чехову?

б) произведения Хемингуэя (Ремарка, Фолкнера и др.) интереснее многих книг современных советских авторов?

в) целый ряд произведений советских художников отличает декларативность, психологическая неубедительность?

Начнем с того, что нельзя установить, "кто лучше" - Достоевский или Данте, Гомер или Кафка, Шекспир или Джойс. Нельзя сравнивать Венеру Милосскую со скульптурами современных греческих мастеров, а полотна Веласкеса и Гойи - с работами Пикассо. Писатели и художники - не хоккеисты, и художественное творчество определяется не количеством заброшенных шайб, а тем, насколько оно созвучно их времени.

Произведения Горького, Маяковского, Шолохова, Шостаковича, Коненкова для советского времени, для искусства XX века, видимо, столь же значительны, как творчество Тургенева, Некрасова, Глинки, Сурикова для XIX столетия.

Далее. О прогрессе в искусстве нельзя судить только по отдельным произведениям или по отдельным гениальным художникам. Отсутствие или наличие на том или ином этапе развития искусства "достаточного" количества гениев и талантов, как и сопоставление их по степени художественного мастерства, не дают оснований для суждений о прогрессивности искусства. Во все времена искусство - его идеи, содержание, форма выражения - были порождением своего времени. Прогресс в искусстве заключается в тех возможностях, которые открываются перед ним эпохой. Социалистическая формация - самая передовая в мире. И мастера социалистического искусства, одухотворенные социалистическими идеями, оценивают более реально прошедший путь человечества и видят более отчетливо дорогу в будущее. У них есть все основания верить в поступательное развитие нашего общества и отображать этот объективный процесс.

Перейдем теперь ко второму вопросу, объединив его с третьим, ибо ответ на них, по сути, один. "Почему произведения Хемингуэя и Ремарка интереснее многих книг современных советских авторов?" и "Почему целый ряд произведений советских художников отличает декларативность?"

Действительно, книги Хемингуэя и Ремарка читают порой с гораздо большим интересом, чем иные романы советских литераторов. И самое удивительное, что ничего удивительного в этом нет.

Классицизм, романтизм и реализм, естественно, имеют как своих талантливых представителей, так и авторов декларативных, ограниченных. Верно и то, что в появлении декларативных произведений повинны не литературные течения, направления и методы, а сами создатели этих творений.

Метод социалистического реализма отнюдь не гарантирует, что каждое произведение, созданное в соответствии с его принципами, будет шедевром. Есть немало книг, картин, созданных в рамках социалистического реализма, и тем не менее неудачных. Мы этого не скрываем. Однако следует особо подчеркнуть, что хотя некоторые произведения советского искусства и могут быть лишены высокой степени талантливости, настоящего вкуса, ни одно из них никогда не оскорбляет совесть читателя или зрителя. В них не встретишь пропаганды войны, они не культивируют в человеке низменных инстинктов, не поэтизируют насилие.

Талант решает в искусстве многое. Нельзя серийно выпускать хороших писателей, но можно создавать почву для всестороннего развития таланта, делать все для его идейно-художественного роста. Социализм предоставляет художнику большие, чем любой другой строй, возможности творческого развития, а сумеет ли художник использовать эти возможности, будет зависеть от его дарования и работоспособности.

Рецептов для создания шедевров не выдает ни социалистический реализм, ни романтизм, ни реализм. Таких рецептов не существует, иначе нас окружали бы одни шедевры. Что же касается возможностей, предоставляемых социалистическим обществом, то о них можно судить по произведениям Горького, Маяковского, Шолохова, Леонова, Твардовского, Катаева, Шукшина, Айтматова, Быкова, Распутина, Думбадзе, Бондарева и других.

На вопрос: что же такое социалистический реализм? - очень точно и остроумно ответил писатель Константин Федин. Он сказал: "Читайте советскую литературу, знакомьтесь с советскими авторами, и вы все узнаете сами".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно