Примерное время чтения: 6 минут
334

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. В долговой петле

Почему внешняя задолженность развивающихся стран растет так стремительно?

Г. Горлова, Казань.

ПРОБЛЕМА роста внешней задолженности является сегодня очень острой для большинства развивающихся стран. Львиная ее доля - долг развивающихся государств Западу. Чтобы проследить динамику его роста, обратимся к цифрам. В 1973 г. развивающиеся государства задолжали странам капитала 73 млрд. долл., в 1976 г. этот показатель утроился и составил 216,9 млрд. долл., в 1981 г. он увеличился до 524 млрд. долл., в прошлом году вырос до 626 млрд. долл., а в нынешнем году достиг поистине астрономических размеров: около 700 млрд. долларов! Из приведенных данных видно, что за десятилетие долг развивающихся стран возрос почти в 10 раз.

Задолженность этих государств социалистическим странам значительно меньше, чем капиталистическим. Однако данный факт отнюдь не является показателем "нежелания" социалистических стран помогать развивающимся государствам, как это пытается представить западная пропаганда. Суть заключается в том, что социализм не стремится поставить развивающиеся страны в свою экономическую и финансовую зависимость, предоставляет им кредиты (обычно из расчета 2,5 проц. годовых), с большим сроком выплаты (10 - 15 лет). Кроме того, СССР и другие социалистические страны выдают этим государствам беспроцентные займы. Часть кредитов и займов страны-должники выплачивают национальной валютой. Погашение осуществляется также поставками доли продукции построенных с нашей помощью предприятий, товаров их традиционного экспорта. Так, в 1975 г. половина всего импорта СССР из развивающихся стран была оплачена за счет погашения ими советских кредитов. Такая помощь, как и все сотрудничество между развивающимися и социалистическими странами, является равноправной и взаимовыгодной.

Теперь возвратимся к вопросу читателя. Почему же развивающиеся страны не могут освободиться от тяжелой финансовой кабалы? Чем объясняется их стремительно растущая задолженность развитым капиталистическим странам?

Во-первых, это обусловлено тем, что империализм в течение многих десятилетий наживался на жестокой эксплуатации колониальных стран и народов, беспощадно расхищая их природные ресурсы, угнетая местное население, насаждая систему монокультурности в экономике. После завоевания политической независимости освободившиеся государства столкнулись с тяжелыми последствиями колониального прошлого - страшной экономической отсталостью, неразвитостью производительных сил, отсутствием национальных квалифицированных кадров, безработицей, нищетой и невежеством населения, массовыми эпидемиями.

Многие освободившиеся государства, избравшие капиталистический путь развития, остались экономически зависимыми от промышленно развитых стран Запада. Империализм всеми средствами старается удержать их в сфере своего влияния, с помощью экономических и финансовых рычагов привязать их к сфере капиталистического хозяйствования, подчинить целям собственного обогащения. Одним из таких "рычагов" является система кредитов, предоставляемых Западом развивающимся государствам, которые остро в них нуждаются в силу своей экономической отсталости.

Во-вторых, надо иметь в виду, что "помощь" развивающимся странам, предоставляемая капиталистическими финансовыми организациями, преследует отнюдь не гуманные цели (как это стремится представить буржуазная пропаганда). За предоставляемые кредиты взимается от 10 до 17,5 процента годовых. Большая часть долга должна погашаться валютой развитых капиталистических стран (долларами, фунтами стерлингов), а это требует запасов свободно конвертируемой валюты. Еще одним непременным условием является покупка товаров исключительно у страны-кредитора, что лишает развивающиеся страны возможности закупать аналогичную продукцию на наиболее выгодных условиях в других странах.

В-третьих, капиталистические банки дают развивающимся странам кредиты, как правило, на строительство тех отраслей или объектов, в которых заинтересованы страны Запада, а не тех, в которых остро нуждается в данный момент страна-получатель. Это, естественно, подрывает возможности хозяйственного развития молодых государств, ведет к диспропорциям в их экономике.

В-четвертых, одной из важных причин резкого ухудшения финансового положения развивающихся стран является кризис валютно-финансовой системы капитализма. Резкие колебания валютных курсов стран Запада создают неопределенность в отношении реальной покупательной силы валютных поступлений от экспорта и накопленных резервов валюты. Показательным примером является повышение в 1981 - 1982 гг. курса американского доллара, которое повлекло за собой удорожание импорта развивающихся стран и усугубило проблему выплаты внешнего долга.

Высокий уровень инфляции в развитых капиталистических странах через механизм монополистического ценообразования также отрицательно сказывается на экономике и финансовом состоянии большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В-пятых, важным фактором является и сильное сокращение доходов развивающихся стран от экспорта. За последние 2 года они уменьшились на 40 млрд. долл., что объясняется, главным образом падением цен на сырьевые и продовольственные товары, составляющие основную экспортную статью этой группы стран. Подсчитано, что уровень цен на сырье в настоящее время является самым низким за последние 50 лет. В то же время на ввозимую из капиталистических стран промышленную продукцию цены постоянно растут. "Развивающиеся страны получают меньше за то, что они производят, - подчеркивала премьер-министр Индии Индира Ганди, - а платят больше за промышленные товары, которые импортируют из стран капитала".

В-шестых, большое влияние на подрыв экономики, ухудшение платежных балансов и рост внешней задолженности оказывает деятельность транснациональных корпораций (ТНК). Цель этих гигантских монополий - приспособить хозяйство развивающихся стран для обслуживания собственных потребностей в сырье, энергии, рабочей силе, получить как можно более высокие прибыли. Показательно, что империалистические монополии ежегодно выкачивают из развивающихся стран прибыли, равные 20 проц. их национального дохода, а американские ТНК в этих странах получают не каждый вложенный ими доллар примерно 4,5 доллара.

В-седьмых, капиталистические государства фактически навязывают развивающимся странам немалые суммы на покупку вооружений, играя при этом на местных межгосударственных противоречиях, запугивая их мифической "советской военной угрозой". Тем самым страны, перед которыми остро стоят проблемы экономического развития, огромные средства вкладывают в непроизводительные сферы, втягиваются в гонку вооружений. Ежегодно они тратят на вооружение около 100 млрд. долл., что составляет примерно 16 проц. мировых военных расходов.

В-восьмых, для того чтобы хоть частично ликвидировать прежние долги и погасить набежавшие по ним проценты, они вынуждены брать новые кредиты, которые предоставляются на более жестких, обременительных условиях. Так, в период с 1978 по 1982 г. платежи по обслуживанию внешнего долга развивающихся стран возрастали ежегодно в среднем на 23,3 проц. быстрее, чем увеличивался сам долг. Некоторые развивающиеся страны (особенно в Латинской Америке) вынуждены отдавать до 90 проц. вновь получаемых на Западе кредитов для погашения процентов по старым долгам.

Таким образом, стараясь выпутаться из порочного круга задолженности, многие страны Азии, Африки и Латинской Америки еще больше запутываются в нем. Берутся все новые и новые кредиты, проблемы экономической отсталости усугубляются, а узел финансовой зависимости затягивается все туже.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно