Примерное время чтения: 5 минут
105

ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. РЕЗЕРВЫ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, как известно, острой критике подверглась работа нашего железнодорожного транспорта. Расскажите, пожалуйста, в чем причины отставания отрасли и что сейчас делается для улучшения ее работы.

Л. Аксененко, Московская обл.

ИЗВЕСТНО, что СССР - крупнейшая железнодорожная держава мира. В ее арсенал входит свыше 7 тысяч станций, 32 дороги общей протяженностью примерно 150 тыс. километров.

За годы Советской власти сеть железных дорог страны почти удвоилась, было электрифицировано 50 тыс. км путей. Сеть дорог Советского Союза, составляющая более 11 проц. мировой протяженности, осуществляет больше половины железнодорожных грузовых перевозок мира.

Железные магистрали нашей страны располагают хорошей материально-технической базой: в их распоряжении находятся мощные тепловозы и электровозы, современное путевое хозяйство. Советская рельсовая продукция является самой лучшей в мире по своей прочности и другим техническим показателям. Пассажирские вагоны отличаются большим комфортом, стоимость проезда у нас гораздо ниже, чем в других странах.

Велика интенсивность эксплуатации советских железных дорог: ежесуточно по ним перевозят 10 млн. т грузов и 10 млн. пассажиров. Грузонапряженность наших железнодорожных линий в 5 - 6 раз выше, чем в США, и в 8 - 10 раз выше, чем в странах Западной Европы.

ЧТО МЕШАЕТ РАБОТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Вместе с тем, как указывалось на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС, в работе отрасли имеется еще немало серьезных недостатков. Главный из них - невыполнение объема грузовых перевозок. Несмотря на то, что ежегодно по нашим железнодорожным магистралям перевозится огромное количество всевозможного груза (3700 млн. т), намеченный план не реализуется на 1,5 - 2 процента. Причиной этого является нарушение ритма деятельности железнодорожного транспорта.

Нередко причинами задержки поездов в пути, снижения скорости их передвижения являются неисправность локомотивов или вагонов, неудовлетворительное состояние путей.

Несвоевременная погрузка или разгрузка вагонов на предприятии, а также несоблюдение машинистом временного графика тоже отрицательно сказываются на конечном результате работы по перевозкам грузов и пассажиров. Сбой на любом из этих участков нарушает деятельность целых направлений дорог страны.

Ведь необходимо иметь в виду, что составы часто идут друг за другом с минимальным интервалом в 5 -6 минут. Такая интенсивность движения должна, безусловно, исключать любого рода неполадки и сбои.

КАК УСТРАНЯЮТСЯ НЕДОСТАТКИ

Министерство путей сообщения тщательно проанализировало недостатки в работе железнодорожного транспорта и наметило конкретную программу действий по их преодолению. Было решено принять все меры для выполнения плана перевозок грузов и пассажиров. Сегодня для этого делается многое, повышена требовательность и исполнительская дисциплина на всех уровнях - от руководящего состава МПС, управлений железных дорог до отдельных предприятий, цехов, бригад, каждого рабочего. Приводятся в действие все резервы, имеющиеся на транспорте. Полнее стали использоваться основные железнодорожные фонды, техника, которой оснащены наши стальные магистрали. Особое внимание уделяется качеству ремонта локомотивов, вагонов, путей. Повышены требования и к диспетчерским службам, которые не всегда четко организовывают работу транспорта на своих участках.

Одним из важнейших резервов увеличения провозной способности железных дорог в нашей стране является повышение веса и длины поездов. Как показала практика, от вождения тяжеловесных и супертяжеловесных составов общим весом от 6 до 18 тыс. т выгода неоспоримая. Сегодня на наших магистралях трудятся сотни таких гигантов. Один тяжеловес состоит из двух, а иногда и трех обычных грузовых составов, которые ведут 2 или 3 электровоза. В результате значительно повысилась скорость движения поездов, эффективнее стали использоваться локомотивы. Достигнуто значительное снижение эксплуатационных расходов, а возросший объем перевозок фактически выполняется тем же количеством локомотивных бригад.

Более того, применение такого метода вождения снижает все расходы на перевозки, улучшает использование транспортных средств, повышает производительность труда.

Инициатива вождения поездов повышенного веса родилась, как известно, на Московской железной дороге 5 лет назад. Этот опыт был одобрен ЦК КПСС и рекомендован к широкому распространению по всей сети дорог. Сегодня практически на всех линиях страны организовано тяжеловесное и супертяжеловесное движение. Так, например, на Целинной дороге недавно стали ходить супертяжеловесы. Эти эшелоны длиной в 3 км с углем из Экибастуза везут 3 электровоза - 2 впереди и 1 в середине состава. Головные машины везут 12 тыс. т, средняя - остальные 6 тыс. т. И что особенно удобно, первые 12 тыс. т груза могут направляться к одному месту назначения, остальные 6 тыс. т - к другому. Такие гиганты способны преодолевать расстояние в тысячу километров.

Дальнейшее развитие тяжеловесного движения есть одно из основных и самых перспективных направлений улучшения работы железнодорожного транспорта СССР. За счет его внедрения планируется получить 50 проц. прироста всего грузооборота. Это направление будет использоваться наряду с другими развитием пропускных способностей магистралей, освоением новых мощностей, электрификацией дорог, строительством вторых путей, удлинением станционных путей.

Сегодня со всей очевидностью можно сказать, что работники железнодорожного транспорта сделали правильные выводы из критики, прозвучавшей в их адрес. Подтверждением этому служит ежемесячное выполнение плана перевозок начиная с ноября 1982 года. Вот основные показатели работы железнодорожного транспорта за 10 месяцев 1983 года: план перевозок народнохозяйственных грузов перевыполнен на 1,6 проц., отправлено 3195 млн. т грузов - это на 3,5 проц. больше, чем за соответствующий период 1982 года. К концу 1983 г. задания реализованы по тридцати наименованиям грузов, в том числе по доставке угля как в целом, так и по плану Минуглепрома, нефтепродуктам, руде, черным и цветным металлам, продовольственным и промышленным товарам. Впервые за последние годы с планом погрузки справились все 32 железные дороги страны!

Словом, сегодня отрасль находится на подъеме. Теперь задача состоит в том, чтобы сохранить и увеличить взятый железнодорожниками темп работы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно