Примерное время чтения: 9 минут
150

КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. Отстаивая право на лучшую жизнь

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ буржуазные пропагандисты настойчивее, чем всегда, заговорили о "классовом мире", о "равномерном распределении социальной ответственности" между бизнесом и наемными тружениками, якобы существующем в капиталистическом обществе. Вновь участились и разговоры о "классовом сотрудничестве", о "промышленной демократии", которые будто бы определяют при капитализме отношения предпринимателя и наемного работника. В обмен на эти "ценности" трудящиеся, их профсоюзы, по сценарию буржуазных идеологов, должны отказываться от классовой борьбы.

Буржуазная наука и пропаганда поставили перед собой вполне конкретную задачу: принизить значение забастовочной борьбы, доказать, будто бы профсоюзное движение на Западе вступило в полосу кризиса, а накал пролетарской активности трудящихся снизился. Однако и в данном случае буржуазные пропагандисты выдают желаемое за действительное.

Рассмотрим, в чем заключается несостоятельность попыток буржуазных идеологов опорочить современное рабочее движение.

1. Кто бастует

Единственной силой, способной противостоять всевластию монополий и проискам поощряемых ими сил реакции, выступает как в прошлом, так и сейчас рабочий класс. И сегодня, в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, рабочий класс и прежде всего его фабрично-заводское ядро закономерно занимает передовые позиции в общем потоке все нарастающего антимонополистического движения.

В арену ожесточенных классовых столкновений в последние годы неоднократно превращались важные отрасли промышленности: во Франции - машиностроение, металлургия, химия; в США - автомобилестроение и авиация; в Великобритании - угледобывающая промышленность; металлургия - в Бельгии; общественный городской и железнодорожный транспорт, сфера грузовых морских перевозок - в Италии.

Следует отметить, что для всех упомянутых отраслей характерна высокая степень профсоюзной организации, почти сплошная вовлеченность рабочих в забастовочное движение.

Нынешнее время характерно и тем, что в активную борьбу с капиталом все чаще вступают люди умственного труда - инженерно-технические работники и другие слои интеллигенции (например, персонал, обслуживающий ЭВМ). Ведь и они тоже во все большей степени ощущают на своих плечах тяжесть эксплуатации.

Сегодня экономическое развитие ведущих капиталистических стран характеризуется и высокой концентрацией трудящихся в непроизводственных" отраслях - особенно в сфере услуг. Здесь тоже нарастает забастовочная борьба.

И совсем новое явление - массовые выступления учителей, работников почтово- телеграфного ведомства, персонала медицинских учреждений, транспортной службы, пожарников и даже полицейских.

Так, например, совсем недавно в Бельгии не ходили поезда, сотни судов скопились у входа во второй по величине порт Европы - Антверпен. Бастовали рабочие заводов Льежа и Шарлеруа. Не работали муниципальный транспорт, почта, были закрыты многие государственные учреждения, банки, школы и предприятия.

В ходе крупнейшего за последние 20 лет социального конфликта трудящиеся Бельгии добились победы, вынудив правительство пойти на уступки и удовлетворить большинство требований бастующих. Власти были вынуждены обещать трудящимся сохранение уровня занятости, а также пенсий и заработной платы. В результате забастовки, в которой приняли участие свыше 1 млн. человек, правящая коалиция обязалась пересмотреть проект государственного бюджета на 1984 год. И это только совсем свежий пример. Так о каком же "сужении" забастовочной борьбы на Западе можно говорить? Не видеть ее широты может только тот, кто сознательно не хочет этого видеть.

2. Почему бастуют

Буржуазные идеологи твердят, что сейчас в обществе "всеобщего благоденствия" и бастовать-то вроде нет причины. Однако рабочий класс, трудящиеся думают по-другому. В центре классовой борьбы трудящихся Запада по-прежнему находятся все коренные проблемы жизни. Однако накопленный опыт позволил рабочему классу сегодня более глубоко проникать в сущность проблем, во многом по-иному подходить даже к самой их постановке.

Так, при выдвижении требований экономического характера все чаще принимается в расчет не только уровень уже завоеванного рабочим классом благосостояния, но и сопоставление уровня этого благосостояния с возможностями экономики и прибылями монополий.

Основным бичом трудящихся остается массовая безработица. Именно она выдвинула на первый план требование о необходимости гарантий занятости. Безработица побила все послевоенные рекорды. Так, если в самый разгар экономического кризиса середины 70-х годов численность официально зарегистрированной резервной армии труда в зоне индустриально-развитого капитализма составляла 15,3 млн. человек, то сейчас, в конце 1983 г., она превысила 30 млн. человек, т. е. возросла почти в два раза. Такого не наблюдалось на Западе со времен "великой депрессии" конца 20-х и начала 30-х годов.

Урезывание же ассигнований на социальные нужды (здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование) подтолкнуло пролетариат и другие слои трудящихся на усиление борьбы и в этой области (сегодня это происходит в США, Великобритании, ФРГ).

Сама логика развития событий, возросшая зрелость поставили перед трудящимися вопрос о растущей несовместимости законов, по которым живет капитализм, с нормами морали общественной жизни, не защищающими трудящихся от произвола предпринимателей и буржуазного государства.

Таким образом, особенность нынешнего этапа забастовочной борьбы в том, что спектр мотивов социального протеста значительно расширился. Это, конечно, объективно сближает с рабочим классом многие группы населения, также чувствующие тяжесть обострившихся пороков капитализма.

Важной причиной забастовок стали условия труда. Рабочие отказываются признавать безграничную власть хозяев, эксплуататорскую сущность капиталистической организации трудового процесса, при котором рабочий превращается просто в придаток оборудования, стремятся сами контролировать условия своего труда. Так, борьба за осуществление этих требований превращается в выступления против эксплуатации вообще, становится, так сказать, более политизированной.

Сегодня, буквально на этих днях, мы становимся свидетелями и еще одной причины стачечной борьбы. Ею стали угроза войны, милитаризм, агрессивность империализма. Сейчас по всей Западной Европе прокатывается волна забастовок, связанная с возможным размещением новых американских ракет.

3. Сколько бастует

Особенно много подтасовок делается буржуазной пропагандой при учете числа забастовок и бастующих. Буржуазная статистика учитывает далеко не все случаи забастовочных действий трудящихся. Не фиксируется, например, число сравнительно небольших конфликтов, повседневно возникающих на промышленных предприятиях, но приводятся также сведения о потерянном рабочем времени на заводах, поставщиками материала для которых являются предприятия, охваченные забастовкой. Как правило, выпадают из подсчета и так называемые неофициальные забастовки, т.е. не санкционируемые профсоюзным руководством и проводимые по инициативе самих рядовых членов.

Несмотря на происходившие в отдельные годы колебания в динамике числа бастующих в ряде промышленно развитых капиталистических стран, в целом в этой зоне мира сохраняется очевидная тенденция к расширению масштабов забастовочного движения.

Если в 1975 - 1976 гг. в 19 промышленно развитых капиталистических странах бастовало 53,9 млн. человек, то в течение двухлетнего периода, 1979 - 1980 гг., это число возросло до 58,9 млн., т. е. увеличилось почти на 10 процентов.

И это происходит, несмотря на негативное отношение соглашательски настроенных профсоюзных лидеров в ряде стран (например, в США и ФРГ) к забастовкам, несмотря на подчас проявляемое ими стремление удержать рабочих от открытых классовых выступлений.

Имеют значение и давление, угрозы со стороны власть имущих. Так осложнилась ситуация в Великобритании, где после прихода к власти М. Тэтчер осуществляется наступление на тред-юнионы, т. е. английские профсоюзы, которые вынуждены порой отступать. Беспрецедентные наступления на профсоюзы осуществляются и администрацией Рейгана в США.

4. Формы и методы забастовочной борьбы

Против доводов буржуазных идеологов о снижении накала забастовочного движения - практика, повседневные факты, характеризующие это движение, новые формы классовой борьбы. Так, в последние годы тактический арсенал участников забастовочного движения существенно обогатился во всех капиталистических странах.

По-прежнему ведущее место отводится в нем центральному элементу забастовки - фактическому прекращению работы, цель которого - нанесение максимального экономического ущерба предпринимателю. Однако сегодня важным элементом забастовочной борьбы является ее непрерывность: во время переговоров с предпринимателями забастовки не прекращаются, тем самым оказывается дополнительное давление на лиц, представляющих интересы владельцев предприятий и ведущих переговоры с представителями бастующих. Такие забастовки обычно длятся от 12 до 24 часов в неделю, причем трудящиеся и профсоюзные работники каждого предприятия сами определяют день проведения выступления. Подобные забастовки позволяют бастующим серьезно нарушать производственную программу предприятия и добиваться намеченных целей с минимальными потерями для работающих.

В ряде стран работники активно используют другие коллективные меры проявления несогласия с администрацией. Среди них - отказ от сверхурочных, массовый уход в отпуск, проведение предусмотренных коллективными договорами, но нарочито затянутых по времени профсоюзных собраний в рабочее время, называемых во Франции "собраниями-диспутами", а в Канаде - "исследовательскими сессиями", и т. д.

Особую остроту забастовочным действиям придают сопровождающие их акции "наступательного характера типа "задержание лиц из администрации". Как правило, бастующие идут на такие действия в случае особо неблагоприятных условий, сложившихся на переговорах с хозяевами предприятия. Зачастую это угрожает бастующим полицейскими репрессиями.

Неотъемлемой частью забастовочных действий рабочего класса во многих странах стал захват предприятий бастующими с последующим продолжением производства, а в ряде случаев - и сбыта продукции. Этот метод обычно применяется как крайнее средство при угрозе закрытия предприятия, либо резкого сокращения объема его работы, что обычно вызывает угрозу массового увольнения. Захват предприятий бастующими рассматривается в буржуазной прессе как покушение на "священные права" частной собственности и квалифицируемся как "уголовное деяние". А как известно, именно права денежного мешка прежде всего защищает буржуазная пропаганда. Тут уж апологеты капитализма не жалеют черней краски для того, чтобы очернить бастующих, забыв свои разглагольствования о правах человека.

Претерпевают изменение и формы забастовок, главным критерием которых является уровень выступления трудящихся. В большинстве случаев и поныне забастовки объединяются в рамках отдельных предприятий. Однако все чаще масштабы классовых конфликтов совпадают с границами отдельных профессиональных категорий работников (например, шахтеров или государственных служащих), отраслей промышленности и сферы услуг. Такими были недавние забастовки в Италии, Португалии, Бельгии, Великобритании и других странах.

Сделаем некоторые выводы.

- В целом можно сказать, что эффективность воздействия забастовочного движения все чаще является прямым следствием возросшего умения трудящихся навязывать своему классовому противнику время, место и методы борьбы.

- Забастовочное движение начала 80-х годов характеризуется тенденцией к росту, к более глубоким требованиям бастующих.

Все эти выводы противоречат пропагандистским домыслам буржуазных идеологов о снижении накала борьбы трудящихся в странах Запада за свои права.

По материалам советской и зарубежной печати подготовил В. ТОРОПОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно