128

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ. АНАТОМИЯ БОЛЬШОЙ ЛЖИ (часть 1)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 11/10/1983

КЛАДБИЩЕ "ПРОРОЧЕСТВ"

Какие только измышления о нашей стране не пускали в ход пропагандистские рупоры империализма! Большинство из них было столь очевидно опровергнуто успехами развития Советского государства, что на Западе на них поставили жирный крест. Да и кому из тех, кто сегодня выдает новую ложь за правду, интересно признаваться в собственных ошибках и просчетах.

Давайте заглянем на это кладбище "пророчеств", мифов и спекуляций - всего того, что предназначалось для дискредитации нового мира.

Чем не пугали народы мира, в том числе и граждан России! И "обобществлением жен при коммунизме", и "полным запретом на личную собственность", и "насильственным отбором детей" при "казарменном социализме"... Борьбу с "заразой большевизма" прикрывали даже клеветой о том, что большевики были якобы "агентами" кайзеровской Германии.

А как предвкушали скорое падение Советского правительства! По словам американского историка В. Э. Вильямса, в Белом доме полагали, что "так должно быть" в соответствии с логикой истории. "Логику истории" формировали на своих страницах органы буржуазной пропаганды. 5 января 1918 года английская "Дейли телеграф" заявляла, что "ни один здравомыслящий человек не предположит, что оно (Советское правительство) протянет больше одного месяца". Рекорд лжепророчества поставила "Нью-Йорк таймс", которая до 1919 г. 91 раз предсказывала наш неминуемый крах и даже несколько раз сообщала о падении Советской власти.

В дальнейшем буржуазия пыталась постоянно совершенствовать индустрию лжи и обмана. Она оснащалась мощной технической базой, вооружалась современными приемами манипуляций и подтасовок. Однако, идеи, поднимаемые на щит очередной пропагандистской кампанией или идеологической диверсией, свидетельствовали о духовной импотенции западных пропагандистов их деградации и в конечном счете исторической обреченности.

Придуманные десятки лет назад тезисы об "агрессивности" русских и "тоталитарном" характере Советского государства все снова и снова направляются по "волнам" антисоветской пропаганды. Уже в наше время все те же "Дейли телеграф" и "Нью-Йорк таймс" печатают статьи под заголовками: "Россия: агрессивный медведь", "От царей до комиссаров" и т. д.

КОРОТКИЕ НОГИ ФАЛЬШИВОК

Новые модификации мифов, несмотря на миллионодолларовые инъекции, также тонут под напором правды, оставляя своих создателей у "разбитого корыта". Вспомним, сколько сил потратили в администрации бывшего президента США Дж. Картера, чтобы обвинить СССР в "нарушении прав человека". Обернувшись бумерангом, эта кампания ударила своих прародителей и практически сошла на нет. Р. Рейгану и его окружению пришлось придумывать что-то новое. Был создан миф о причастности Советского Союза к "международному терроризму". Итоги и этой кампании аналогичны предыдущей. С той лишь разницей, что она иссякла еще быстрее, чем картеровская, не дотянув до конца президентского срока.

Недаром большинство американцев, когда они приезжают в нашу страну, удивляются тому разительному несоответствию реальной действительности картинам буржуазной пропаганды. Видный политический деятель США У. Фулбрайт отозвался, например, о радиостанциях "Свобода" и "Свободная Европа" (РС-РСЕ) как о "продукте больного воображения правительства", его "готовности обманывать американский народ". У. Фулбрайт прямо назвал РС-РСЕ "частью системы лжи и обмана, системы заговоров с целью ввести в заблуждение не только американский народ, но и всякого, кто готов слушать".

Но легковерных становится все меньше. Нужна была мощная акция, коварная пропагандистская хлопушка, которая могла бы оглушить многих. В качестве повода был выбран "инцидент" с южнокорейским самолетом. Поводом "воспользовались" и... выдали многие свои пропагандистские "тайны". Известно было, как строились подобные кампании раньше, эта же психологическая диверсия еще больше раскрыла методы "борьбы с коммунизмом" на идеологическом фронте.

МАСШТАБЫ ДИВЕРСИИ

Организацией нового "крестового похода" против социализма занялись сегодня на самом высоком уровне в США.

Пропагандистский зуд бывшего рекламного агента и актера удовлетворялся Р. Рейганом сначала в еженедельных радиообращениях к стране и выступлениях по телевидению, а недавно выплеснулся на весь мир. У микрофонов подрывной радиостанции "Голос Америки", вещавшей на 42 языках, он под прикрытием разговоров о мире изображал в ложном свете внешнюю политику СССР, вновь распространялся об "инциденте" с южнокорейским самолетом. Для этих же целей Рейган использовал и трибуну ООН.

Когда в пятидесятых годах Рейган подвизался в радиошоу "Дженерал электрик" и, рекламируя стиральные машины, объявлял себя "бойцом идеологического фронта", для страны это не имело значения, пишет американский политический обозреватель Дж. Рестон. Но совсем другое дело, когда, став президентом, он "делает так много возмутительных провокационных заявлений".

Да, это создает в мире чрезвычайно опасную обстановку. Но именно такая обстановка нужна правящей верхушке США для проведения агрессивной политики.

Поэтому то, помимо ведущей роли президента в последней идеологической диверсии, ее отличала небывалая массированность. Она велась согласно уже отработанной на Западе формуле ведения пропаганды STASM, которая предусматривает: дозировку вымыслов и правды, использование приемов манипулятивного воздействия на мышление слушателей и зрителей, четкое разделение пропагандируемых целей и целей истинных.

Так вот, согласно этой формуле были выбраны максимально возможные показатели. Аудитория - весь мир. Средства массовой информации, задействованные в кампании, - печать, телевидение, радио, кино, плюс использование ими по отдельности и совместно новейших технических средств. Время вещания и площади, отводимые на страницах газет и журналов, небывало большие.

Проиллюстрируем это на примере "работы", которую развернул официальный рупор вашингтонской администрации - информационное агентство Соединенных Штатов.

В течение примерно 20 дней (время наиболее оголтелого ведения кампании) были отодвинуты на задний план все значительные события в мире. "Хорошо информированные" радиоголоса "забывали" сообщать о действиях морской пехоты США и их израильских союзников в Ливане, об американо-французском вмешательстве в дела Чада, о провокациях против Никарагуа.

Продолжительность вещания "Голоса Америки" на Советский Союз была увеличена в это время на 90 часов в день, похвалялся Ч. Уик перед сенатской комиссией 23 сентября.

Ежедневно через радиофонд ЮСИА по всему миру распространялось по нескольку заявлений и статей.

17 телематериалов, включая выступления президента и госсекретаря, были направлены на посты ЮСИА.

Кроме того, как сообщил Ч. Уик, по меньшей мере по одному материалу в неделю добавлялось в фонд телематериалов, передающихся по спутниковой связи и транслирующихся прямо по национальному телевидению иностранных государств.

Вот, кстати, показательный пример "свободного потока информации", который проповедуют США. Беспрепятственное распространение своей информации и лишение возможности вмешаться в нее, насколько очевидно лживой она ни была бы. Через спутники клевета поставляется прямо в дома канадцев, западноевропейцев, латиноамериканцев, африканцев... Неудивительно после этого, что "независимое мнение" некоторых из них так похоже на американское. Некоторых, но не всех. А ведь именно этого добиваются организаторы психологических диверсий.

(Продолжение следует).

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество